Девушка из местечка

Несколько лет назад мой прадед, деда Яша, стал рассказывать о жизни нашей семьи. До этого я никогда не задумывалась о своей национальности и судьбе моего народа. Мы живем относительно благополучно, и многим нет нужды и интереса копаться в своих корнях, перебирать старые фотографии и записи. Зачем, когда есть айфон и можно установить любую программу, скачать приложение или почитать книгу, посмотреть какой угодно фильм? Сходить в спортзал или посидеть с подругами на веранде кафе, заказать домой пиццу или роллы.
Так было до тех пор, пока деда Яша не стал рассказывать о наших предках. Показал фотографии, старые записи. Я никогда не понимала, зачем пожилые люди ведут дневники. А теперь понимаю.
Родители Яши, мои предки, жили на окраине городка Себеж под Псковом. Это было, как они говорили, местечко, черта оседлости в царской России. За ее пределами евреям не разрешалось ездить и жить. Нельзя было служить в армии, занимать определенные должности, работать на госслужбе.
Мой прапрадед, Меир, как и многие другие еврейские мужчины, был сапожником и портным. Он, согнувшись, сидел в комнатке маленькой избы, которая вросла в землю. Окна выходили на тротуар, были видны ноги прохожих. Иногда они заходили к портному починить ботинки или заказать новое платье.
Это были такие же бедняки, бедолаги, как и мой прапрадед. Для таких было придумано еврейское словечко «шлимазл». Неудачник. Так их называли более хитрые и обеспеченные соотечественники. Но мои предки не считали себя «шлимазлами», они были порядочными, добрыми, честно жили, чинили обувь и шили простую одежду, зарабатывая копейку.
Как-то в дом зашла красивая девушка по имени Элька починить туфли. Она понравилась Меиру. А он – ей. Завязались отношения. На скромную свадьбу Меир сам сшил себе первый в жизни костюм, а невесте – платье.
Прадед Яша был младшим ребенком в семье. Он вспоминал, как летом они во дворе сушили белье и подушки, а отец шил чуни, или бурки – теплые войлочные сапоги, на которых тогда был большой спрос. В доме пахло бурками, кислой капустой и почему-то селедкой. Иногда по выходным Меир заводил радиолу и слушал пластинки, еврейскую музыку.
Это были не разухабистые «Семь сорок» или «Хаве нагила», современная псевдоеврейская попса, под которые танцуют полупьяные гости в ресторанах, а грустные песни, печальная музыка.
Еврейская народная музыка не была и не могла быть веселой.
Перед войной прадед уехал учиться в Псков, в техникум. Потом в Ленинградский институт. Началась война. Моих предков расстреляли фашисты. Всю семью, всю родню. Яша оказался единственным продолжателем рода. Он стал энергетиком и оказался в Барнауле, работал на ТЭЦ, на железной дороге. Работал на крупных заводах, отвечал за их энергетическое оборудование.
Он женился на еврейской девушке Эмме. Мой дед Зяма был светило в математике, как говорила бабушка – «открытая голова». Лучший в школе. После школы он поехал поступать в МГУ, но не поступил – евреев тогда заваливали на экзаменах. Был такой «пятый пункт», графа в паспорте и анкетах. И евреев вообще не приветствоваали, не давали им ходу. Советская власть отказалась от царского наследия, но почему-то отношение к евреям оставила и даже взяла на вооружение.
Тогда дед поступил в Московский институт железнодорожного транспорта. Там к евреям относились лояльнее.
И потом любил приговаривать:
«Азохен вей, сказал аид.
Поеду поступать в МИИТ»
Как писал Губерман,
«всегда на еврея найдется судья.
За живость, за ум, за сутулость.
За то, что еврейка стреляла в вождя.
За то, что она промахнулась».
Все, чего добились потом мои предки, мои родители, это сделали они сами.
Потом я стала читать книги еврейских писателей: Шолом-Алейхема, Перец Маркиша, Эфроима Севеллу. Слушать народную музыку. Грустные песни «Здесь мой дом», «Песню еврейского портного», «Грусть под звездами», «Маленькая мечта».
У моего народа всегда была большая мечта обрести дом и родину.
Мой народ без государства хлебнул много горя, но никогда не унывал. Не унывал, когда его стегали нагайками черносотенцы в царской России, подогретые фальшивыми «Протоколами Сионских мудрецов». Не падал духом, когда его расстреливали фашисты, а Сталин раскручивал «дело врачей». Находил силы жить, когда его притесняли и унижали современные советские антисемиты. Они ведь привыкли винить в своих проблемах кого угодно, только не себя, искать врагов в других народах, унижая их и притесняя. Мой народ учился быть хитрее, умнее, оптимистичнее, учился, как говорил мой прадед Яша, «не вешать свой горбатый нос».
Своим характером я в него. А еще – в мою прапрабабушку Эльку. И очень похожа на нее. Хотя никогда ее не видела, конечно. Никогда не была в пыльном еврейском местечке, не заходила в маленький, вросший в землю домик, где пахнет пылью, капустой и селедкой, где сидит за машинкой согнувшись в три погибели Меир, а на кухне у плиты хлопочет Элька. Иногда я остро чувствую, как хочется к ним зайти и их обнять. Поплакать и посмеяться. Ведь я их кровь, их плоть, тоже девушка из местечка.
А пока стараюсь, несмотря ни на что, жить дальше и «не вешать свой горбатый нос»!
Я раньше не понимала, зачем пожилые люди ведут дневники.
А теперь понимаю.
Яна Кац
30.09.2020