Крещение огнём по-калмыцки
Перед приходом зимы нужно задобрить «защитника-огня». Что нужно приносить в жертву, кто участвует в этом обряде и в каких случаях он проводится? Калмыки могут многое об этом рассказать.
Вокруг большого костра ходит мальчик с сумкой наперевес. Внутри – туши жертвенных животных и их сваренные внутренности. Сидящим рядом маленьким детям достаются сердце и печень.
Он подходит к чужим кибиткам, вскрикивает «Хурэй!», и на возглас ему отвечают другие. Это повторяется три раза. В костре догорают подношения: баранья голова, жир и молочные продукты («три молочных», «три белых», «три сладких», «три тайных» - так называют эти дары).
Всё это – часть калмыцкого ритуала жертвоприношения огню Гал Тялгн. С тибетского название переводится, как «огненное подношение божеству на горе». Но калмыки называют его просто «подношение предкам» и следуют этому названию: в конце обряда читается молитва на калмыцком, в которой упоминается, что участники чтут предков и духов: племени, народа, предков. Особенно – дух Чингисхана.
«Благосклонность огня», по представлениям калмыков, обеспечивает счастливое будущее людям в мире земном и загробном. Обряд проводится не только перед приходом зимы, чтобы мороз и холод не были жестоки, но и после проводов невесты, на поминках, чтоб путь усопшего был гладок и благоприятен, или во время чьей-то болезни - для выздоровления.
Но повод может быть и не столь серьёзным. На главной площади в Элисте собираются люди – для участия в ритуале. Буддийские ламы, проводящие его, уверены, что обряд «благоприятен перед началом каких-либо важных дел, таких как открытие своего дела, сдача экзаменов, поступление в учебные заведения…».
В калмыцком Гал Тялгн причудливо переплелись буддийский и языческие традиции, и именно в таком виде знают ритуал современные калмыки. Сегодня к священному огню может обратиться не только шаман или лама, но и обычный, далёкий от ритуальной магии, человек.
Мария Большакова.
14 октября 2020