"Медвежья азбука", или О стереотипах – по буквам

"Медвежья азбука", или О стереотипах – по буквам

С 20 августа по 27 сентября в Воронежском областном художественном музее им. И. Н. Крамского прошла выставка линогравюр Дениса Булавинцева «Медвежья азбука». В её описании на сайте музея сказано, что серия демонстрирует устойчивые мифы о русской жизни. Прочитав его, я готовилась к очередному клише по типу «водка-балалайка-матрёшка», однако меня ожидало приятное удивление. Под маской штампов скрывались не только бессмертные пороки русского характера, но и слабости современных реалий.   

Главным героем линогравюр выступает медведь, максимально похожий на человека: шапка-ушанка, большие лапы, напоминающие рабочие мужские руки, заинтересованный добрый взгляд. Являясь проводником в созданный художником мир, он путешествует вместе с посетителями, то появляясь, то пропадая на картинах, каждой из которых присвоена определённая буква. Отсюда, собственно говоря,  и название выставки.



Например, буква «Ж» посвящена женщине. Но изображенная на этой линогравюре героиня даже отдаленно не напоминает романтизированную русскую красавицу. Перед нами та самая, что «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Недаром автор облачает её в рабочий жилет и здесь же рисует железную дорогу, на которой она трудится, не покладая рук. В то время как рядом с ней сидит во всех смыслах маленький мужичонка, ничуть не похожий на хозяина дома.

Некоторым буквам посчастливилось —  для них было выделено несколько картин. К примеру, буква «П» символизирует не только прекрасное, но и подворотню. А ещё главный русский символ — печку, с соответствующими ей потягушками и пяткой, торчащей из-под одеяла. Кажется, лень — ещё одно качество, закрепившееся в представлении о русской натуре, изображена во всей красе.  

Более, чем на десяти изображениях присутствует алкоголь, а некоторые буквы и вовсе его олицетворяют, например, Ё — Ёршъ, З — Застолье и другие.

Ну и куда же без веры? Буква «З» показывает звонаря, а «И» — икону. Причем даже здесь не обошлось без спиртного. Вот только торчащая из кармана священнослужителя бутылка кажется незначительной мелочью по сравнению с той, на которую народ молится вместо образа святого.

Новый виток a la russe

Обычно в выходные в Крамском не протолкнуться, но в этот раз я зашла в абсолютно пустой зал. Работники музея предполагают, что это связано с отсутствием рекламы. Да и работает выставка последние дни. В основном, как мне рассказали, на нее приходили люди средних лет. В этом я убедилась и лично. Спустя полчаса моего одиночного пребывания в зал вошла семейная пара. Вскоре их взгляд остановился на картине, посвященной букве «С». Здесь изображён классический русский самовар с сапогом на голове и звездой на боку. Вот такое сочетание нескольких пластов русской истории!



 «Как можно уместить всю сатиру в такой маленькой картинке?», — вслух произнесла женщина. Я решила узнать, чем заинтересовала выставка этих гостей. Как оказалось, о выставке Елена Волкова (43) и её супруг Сергей Болгов (44) узнали от самого художника.

— Нам нравится творчество Дениса, за которым мы следим уже около восьми лет, с момента выставки «Чернозём».  Картина с буквой «С» показалась сегодня наиболее интересной. Здесь нет никакого сюжета, только натюрморт, но в тоже время показано сколько всего.

А вообще здесь изображен конкретный советский быт под маской русской клюквенности. Здесь даже не нотка, а целая тема алкоголя. Люди оторваны от своей истории и пытаются каким-то образом за нее зацепиться, плоховато получается. А для некоторых это остаётся реальностью и сейчас. Да и ни для кого не секрет, что если люди стали жить хуже, тема алкоголизма становится актуальной. Ещё Глеб Успенский в своём произведении «Нравы Растеряевой улицы» подметил, что одной из причин спускания мужиками денег в кабаке является желание отвлечься от нищеты. Конечно, здесь не завидно женской доле, поскольку их жёны лишены такого способа забыться.

Обсудили мы и центральную работу выставка – «Икар». Вот что сказала Елена:

—  Она  олицетворяет замкнутый сам на себе мирок. Безусловно, на ней велика разница в масштабах. Люди, стоящие в очереди почти незаметны. А огромное величественное здание, которое, возможно, символизирует власть, передает ощущение предназначения, контрастирующее с реактивным самолётом. Сама «Азбука» является одной из производных этой работы, в каждой из которых есть едкое издевательство.
Пять лет назад, когда Денис эту серию задумывал, это не смотрелось настолько злободневно, наоборот, оно казалось чем-то устаревшим. СССР и перестройка в прошлом, уже поздно смеяться над этой «советскостью». Но прошло время, пошел новый виток, возвращение к патриотизму, соборности, однопартийности того периода. Это говорит о том, что художник раскрывает суть вещей немножко глубже. А люди, которые критиковали его лет пять назад за клюквенность и a la russe,  были подвержены веянью тогдашней моды.



Ну а я снова прошлась по выставке. Моё внимание привлекла картина с буквой «Я». Взглянув на нее в первый раз, я не увидела ничего не обычного; «Я» — яблочко, которое изображено во многих русских сказках. Но вернувшись, я обратила внимание на предмет в руках у персонажа. Очевидно, это знаменитая техника от Apple, пользующаяся популярностью по всему миру. Грустно только то, что зачастую наше общество назовёт точную дату презентации нового гаджета от нашумевшей кампании, но едва ли вспомнит дату, например, одного из самых важных для Руси праздников «День Петра и Февронии», иначе именуемого как «День семьи, любви и верности».

 «Медвежья азбука» позволяет посмотреть на себя со стороны, а такая возможность еще никому не вредила.  В одном из интервью Денис Булавинцев рассказал о многослойности его идеи: это «даже, скорее, штамп про штамп - что мы про них думаем, что они про нас думают». И это тоже заметно. Главное – за штампами и стереотипами разглядеть настоящий характер и, как  в русских сказках, «намотать на ус».

Эллада Дурнакова

Фото автора и с сайта Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского

3.10.2020