Языком сердца и духов

Языком сердца и духов
«Сахавуд» - именно так кинокритики называют якутский кинематограф.
И ведь действительно, Якутия одно из немногих мест в России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где существует кинопроизводство. Держится эта индустрия буквально на энтузиазме, а некоторые фильмы снимаются на собственные деньги.
Впервые с якутским кинематографом я познакомилась на Всероссийском Шукшинском кинофестивале, который ежегодно проводится в нашем городе. Это был фильм «Нет Бога кроме меня» - пронзительная драма с прекрасной актерской игрой и, кажется, очень личной историей.
Руслану сорок лет. У его матери прогрессирует болезнь Альцгеймера. Ради матери Руслан изменил свою жизнь: развелся с женой и оставил детей, продал дом и переехал из деревни в город. Он так отчаянно пытается ей помочь, ведь она – единственное, что у него осталось. Но болезнь беспощадна и постепенно мать забывает сына.
Автор ленты – Дмитрий Давыдов. Дмитрия называют режиссёром – самородком. Родился в якутской деревне Амга, работал в школе учителем, директором, увлекался видеосъемками. А сейчас его картины покоряют престижные международные фестивали.
«Костер на ветру» - еще один успешный полнометражный фильм режиссера, снимался он без государственной поддержки.
По сюжету, в результате несчастного случая погибает молодой парень, виновник трагедии совершает самоубийство. Две семьи почти одновременно потеряли единственных сыновей. Отец одного – топит горе в алкоголе и мечтает о мести, отец другого, оставшись в одиночестве – ищет сил в вере и пытается продолжать жить по совести. Все это на фоне бесконечной зимы, бедности и тяжелого традиционного деревенского быта.
Возможно, неподготовленному зрителю будет сложно, ведь все привыкли к голливудскому размаху и вечным хэппи эндам. Реальность гораздо прозаичнее, оттого и менее привлекательна.
Но в Якутии снимают не только авторское кино, есть фильмы на любой вкус.
Хоррор – жанр, который в республике Саха приобрел популярность раньше, чем в столицах. Его возникновение можно объяснить почитанием духов и исконностью мистицизма в культуре местного населения.
Нравятся якутам и добрые фильмы о любви, мелодрамы, комедии.
Например, «Надо мною солнце не садится» - лента, полюбившаяся зрителям и так же отметившаяся на многих фестивалях.
Это очень трогательная история дружбы старика Байбала и юного Алтана, которые по стечению обстоятельств оказались соседями на безлюдном острове. Блогер Алтан, поссорившись с отцом, приехал сюда на заработки, Байбал – провести остаток дней в родном ему месте, рядом с могилой жены. От скуки парень начинает записывать ролики с новым знакомым, а заодно, с помощью всемогущего интернета, хочет найти пропавшую дочь Байбала. Но постепенно под влиянием старика Алтан пересматривает свои ценности.
К какому бы жанру не относились якутские фильмы, в них почти всегда звучит тема взаимоотношений между поколениями и связи человека с природой.
Якутский кинематограф ориентирован в первую очередь на местное население. «Где родился, там и пригодился» - в кино это правило работает на сто процентов. Местный автор всегда лучше знает своего родного зрителя, понимает проблемы страны, народа, традиции, специфику юмора, язык (а большинство фильмов снято именно на якутском языке), знаком с поверьями и легендами.
Якутское кино – уникально и для меня оно стало открытием года.
Анастасия Александрова
7.10.2020