СТОГ СЕНА У ВАШЕЙ ДВЕРИ

СТОГ СЕНА У ВАШЕЙ ДВЕРИ

Красноярские армяне отметили национальный праздник - Трндез. 

Корни этого праздника - в языческом прошлом Армении. Тогда он назывался «дрндез». Дур означает - дверь, дез – стог сена, буквально «стог сена у вашей двери» – пожелание благополучия и плодородия. Как и русская Масленица, дрндез – это проводы зимы. 

Еще праздник связан с поклонением огню и посвящён богу Мирг. Смысл в том, чтобы усилить тепло солнца, воздействуя на холод с помощью огня. В духовной литературе его называют двояко: «тиярн ынд дзес» или «тиарн ынд арач», что означает Господь с вами! Навстречу Господу! Это уже православная традиция - Праздник Сретения Господня. 

Слово «сретение» - древнеславянское, переводится на современный русский язык как «встреча». Имеется ввиду встреча Иисуса Христа с огнём Господа через 40 дней после его рождения. По закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней запрещено ходить в Храм Божий. По истечении этого срока она приходила в храм со своим младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. 

Согласно старинным армянским поверьям, праздничный костер в этот день дает благополучие тем, кого он коснется своими языками. Когда огонь гаснет, оставшийся пепел собирают и рассыпают по полям, что должно принести хороший урожай будущей осенью. А еще пепел высыпают у порога дома для прибавления в семействе. 


В первые годы принятия христианства армянская церковь поняла, что народ не намерен отказываться от своих любимых праздников, и потому главные языческие праздники получили новые христианские звучания и объяснения. Так дрндез стал называться трндез (тер – Господь). Празднику трндез было нелегко дать новое толкование, ведь огонь костра – главный атрибут праздника. Но и здесь церковь нашла объяснение: свет костра символизирует спасительный свет Христа. Так Трндез становится церковным праздником – Днем СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ. 

Армянская Апостольская церковь начинает праздновать трндез вечером 13 февраля торжественным Богослужением. Если трндез по времени совпадает с Великим постом, то в церквях открывают завесы алтарей и служат открытую литургию. Юноши заранее готовят дрова для костров. Во дворе церкви зажигают большой костер от благословленной свечи, которую вынесли из церкви. Затем совершается Андастан – обряд освящения четырех сторон света. Дети несут зажженную от костра свечу в свои дома, чтобы зажечь ею свой костер. 

Старшие осыпают молодых зернами пшеницы, чтобы молодые жили в достатке и имели детей. Все, взявшись за руки, с танцами и песнями ходят вокруг костра. Затем прыгают через него. Сначала молодожены и обрученные, взявшись за руки, стараясь не расцеплять рук, чтобы семья была нерушимой. Потом через костер прыгают все остальные участники праздника. Вокруг костра танцуют и веселятся, пока огонь не погаснет – костер должен догореть до конца. После садятся за праздничный стол, на котором много разных сладостей для сладкой жизни молодых. 

Вот так ТРНДЕЗ объединил в себе праздник Сретения Господня, проводы зимы и благословения всех молодоженов, ну или, как принято говорить, день всех влюбленных. 

Альбина Багдасарян