В Саранске открылись курсы межэтнической журналистики
7 февраля 2017 года на базе редакции газеты «Эрзянь правда» открылись курсы школы межэтнической журналистики «Опыт освещения межнациональных отношения молодыми журналистами».
Руководитель саранского отделения Гильдии межэтнической журналистики Н.И.Петрушкин рассказал нам о деятельности организации, об её социально значимых мероприятиях и проектах, проводимых Гильдией в последние годы. Одним из таких проектов является Школа межэтнической журналистики. Занятия по этой программе Гильдия проводит третий год подряд. В 2017 году в проекте участвуют 23 региона России.
– Занятия в школе проводятся благодаря грантовой поддержке Президента России на основании конкурса Национального благотворительного фонда, партнером Гильдии является МОО «Всенародный Собор», – подчеркнул наш руководитель курса.
Нам студентам журналистского отделения филологического факультета Мордовского университета очень интересно было послушать сообщение об этнокультурном многообразии регионов Российской Федерации и, в частности, нашей Мордовии. Как оказалось, в нашей республике проживает 119 народов и у каждого из них свой менталитет, традиции, обычаи, культура, самобытный и по-своему красивый и интересный язык. Нам, только-только пробующим свои силы в журналистике, и пытающимся писать на межэтническую тематику очень и очень важно знать все эти национальные особенности. Дабы, чтобы кого-то не обидеть, не задеть и уж, упаси Боже, не оскорбить!
На этих занятиях обсудили мы и особенности освещения межэтнических тем в СМИ. Диву даёшься, как порою мало компетентен, неразборчив, а иногда просто невежественен бывает наш брат журналист! Мы находили примеры, когда Республику Мордовия, федеральные СМИ называли Саранской областью, слова Некрасова о русских женщинах «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт» приписывали Исаковскому, авторство всемирно известной комедии «Лекарь поневоле» Мольера относили Бомарше, украинцев называли хохлами, субэтносы эрзя и мокша – маргиналами и так далее. Все эти, так скажем, не очень лицеприятные вещи со стороны смотрящей, слушающей и читающей аудитории имели в последующем неоднозначные реакции и последствия. В первом случае, к такому рода освещения тематики журналистики прибегают по своей элементарной безграмотности и некомпетентности. Во втором случае, просто каким-то образом, неважно каким, по принципу: все методы хороши, лишь бы заявить о себе громко, смело и главное гордо, независимо. Мол, посмотрите вот я какой неординарный! Это заведомо сознательный путь к эпотажу. Но нужен ли этот эпотаж в такой деликатной, каковой является этническая и межэтническая тематика? Однозначно нет, в первую очередь, нужны здесь специальные знания, навыки и определенный журналистский опыт, который, как правило, приходит в процессе работы.
Надежда Русяева,
отделение «Журналистика» филологического
факультета мордовского университета
имени Н.П.Огарева школа межэтнической журналистики
«Опыт освещения межнациональных
отношений молодыми журналистами» г. Саранск.