Обезличенный народ?

Обезличенный народ?

Мой дед по маминой линии приехали из Киева – прадеда раскулачили и отправили в нынешний Казахстан. Двоюродную бабушку в молодости все время называли «чуркой» – хотя и их предки были украинцами.

Из всех украинских слов я знаю только «люблю» - «кохаю». Из культурного кода – Гоголь и советские мультики про казаков Киевнаучфильма. Бабушки песни еще поют. А их родители в повседневности говорили только на мове.

Спросить насчет отцовских предков уже не у кого. Все воспоминания о них – запах вполне советских сигарет «Луч» и вкус клубничных карамелек.

Так и стирается этническая идентичность. Недорассказали, недообъяснили. Сами вовремя не заинтересовались и не хотели узнавать позже – не замечали. И как не странно, это началось не с нас, молодежи, а как раз с бабушек и дедушек.

Если школьные уроки истории не врут, многонациональный Советский союз стремились переплавить в одно космополитическое государство. Что вполне удавалось: евреев, корейцев, татар и многих других депортировали с места на место. Возможностью вписать «русский» в пятую графу паспорта – охотно пользовались.

Хотя, позже это многолетнее идеологическое давление переросло в национальные движения в республиках. Русские из «старших братьев» превратились в «оккупантов». Сближения наций не случилось.

Что касается других, более мягких факторов, которые  обезличивали, «подтирали» этнос – централизованные СМИ. Дикторы трех телевизионных каналов были образцами словесности, чем очень влияли на речь. Чем сильнее развивались коммуникации, тем быстрее люди начинали говорить на одном, едином варианте русского языка, и практически простились с диалектным говором.

Сегодня очень нужно постараться, чтобы на слух вычислить жителя Вологды. Казахи говорят на русском без какого-либо акцента. Да – литературные нормы, да – так мы друг друга лучше понимаем. Но это обезличивает.

По тому, что я вижу сегодня, современные жители России – обезличенный народ. Я воспринимаю себя русской, потому что говорю и думаю на русском языке, люблю Пушкина и «Очи черные». Все то же может относиться и к любому башкиру или другому представителю любой этнической группы.

В нашем быту нет особенных традиций, родители рассказывают наспех вспомненного «Колобка», а народные песни и романсы в понятии «старинная музыка» заменила советская эстрада – в лучшем случае. На казаков в форме и девушках в кокошниках на праздниках мы смотрим с усмешкой. Откуда она – не знаю. Наверное, нам кажется, что сохранять этническую идентичность – непрактично. Непрактично защищать то, с чем сам не имел дело. С чем не имели дело твои родители и дедушки с бабушками, – в графе «национальность» которых нужно было писать не «русский», а «советский».

Екатерина Карзова

23.09.2020