Звуки космоса слышны на Земле

Звуки космоса слышны на Земле

Жанр этнической музыки распространен и известен практически во всем мире. Однако говорить об этом в России еще рано.  — «Что такое этническая музыка?» – такой ответ получала я чаще всего от своих друзей на вопрос «Слушаете ли вы русские этнические музыкальные группы?».

По результатам мини-опроса Вконтакте из 46 проголосовавших 30 человек ответили отрицательно. Однако и положительный результат вовсе не означал, что респондент все-таки знаком с этим музыкальным жанром. Поступали разные мнения, начиная от певицы Валерии и заканчивая именами зарубежных исполнителей. Почему мы так мало знаем о музыкальном творчестве своих народов? Есть ли будущее у этого жанра? Над этими вопросами и не только рассуждали музыканты из разных городов России.

   Экспериментальный фольклорный ансамбль «Летавица» (Калининград)


Летавица  —  в славянской мифологии — дух в виде летящей звезды, принимающей на Земле образ человека, чарующего волшебными прелестями. Участницы одноименного ансамбля попробовали перевоплотиться в эту роль и уже четвертый год радуют жителей Калининградской области своими выступлениями. В составе 6 вокалисток: Мария Константинеску, Екатерина Сазонова, Наталия Андреева, Мария Ильина, Юлия Аверина, Татьяна Федотова (руководитель).

Мария Константинеску

—Наша фишка в том, что мы поем а’капельно. Это значит  — без музыкального аккомпанемента, — поясняет Мария Константинеску. — Мы «экспериментальный фольклорный ансамбль», потому что не боимся исполнять самые разные мелодии. На масленицу у нас — одна программа, на День Победы — другая, на Рождество — третья. Так как звучат одни голоса, звук получается космическим, — улыбается Мария. — Кстати, у нас поют не профессиональные певицы, кроме руководителя, разумеется. Все работают, а ансамбль — как хобби, только довольно серьезное. А я — самая маленькая, учусь в 9 классе. В будущем хочу поступать в музыкальный колледж у нас в городе по классу народного вокала. Буду дальше развивать «новый фольклор».

Для руководителя ансамбля «Летавица» Татьяны Федотовой опыт исполнения песен в экспериментальном жанре уже не первый. Жители города узнают Татьяну благодаря ее выступлениям с проектом «Крайность».

Татьяна Федотова

—Раньше исполняла фольклорные мелодии под электронную музыку, — рассказывает Татьяна. — Периодически возвращаюсь к этому, но пока мне, как руководителю, интереснее создавать более обширные мультимедийные проекты. Так, «Летавица» — участница творческой мастерской «Пять чувств». Озвучиваем видеоролики, посвященные Калининградской области.

В основном «Летавица» выступает в пределах родной области, но также ансамбль приглашают и соседи — Польша и Литва. 

— Хотя и работаем уже четыре года, нас все равно нельзя назвать популярным ансамблем, — сожалеет Мария Константинеску. — Но сейчас наблюдаю, что популярность набирают различные обряды и стилизованные вечеринки, люди охотно принимают в этом участие, а тут уже и без нашей музыки нельзя обойтись. Может, скоро о «Летавице» узнают и в большой России? – мечтает юная вокалистка.

— Это интересный и самобытный ансамбль, по крайней мере, ничего похожего в нашей области я не слышала, — делится своими впечатлениями студентка музыкального колледжа Александра Смирнова. — Девушки поют этнические песни с собственными интерпретациями, практикуют и аутентичное исполнение произведений. Это радует меня, как искушенного слушателя!

Группа «Шурале»  (Москва)


Татарская фьюжн -группоа «Шурале» была основана в 2010 году. Фьюжн  -  это сплав джаза с другими направлениями. Так, музыканты успешно сочетают татарский колорит с современным драйвом.

Название группы связано с мифологическим персонажем известного татарского поэта Тукая. Шурале  —  хозяин леса, для европейского читателя такой герой больше знаком под именем Лель. Действительно, на площадках Москвы, Казани и других городов группа России «Шурале» настолько хорошо прижилась, что ребят называют хозяевами этнической сцены.  В группе играют: Ильдар Салахов (баян, вокал; заслуженный артист РТ), Рустам Байбиков (флейты, вокал), Марат Галимов (электро и акустическая гитары), Виталий Савельев (барабаны, перкуссия).

— Отличие «Шурале» от других групп в том, что у нас нет примитивного «бумс-бумс». Стараемся делать свои композиции красиво и современно, близко к европейскому и американскому уровням, — отмечает пресс-секретарь и пиар-менеджер группы Алия Анверовна . —  В России много национальностей, и каждая стремится сохранить свою культуру, поэтому слушателей этнической музыки достаточно много, —  считает Алия. — Мы пишем для всех, да и любят нас все! Зрители отмечают высокий профессиональный уровень группы, — гордится пиар-менеджер. — В нашем составе — неоднократный обладатель Кубка и Трофея мира по игре на баяне — заслуженный артист РТ Ильдар Салахов. Марат Галимов в 17 лет представлял Россию на международном фестивале в Италии, и другие музыканты  тоже имеют богатый музыкальный опыт! 

У «Шурале» нет ни спонсоров, ни продюсера. Все, что делается: записи, аренда репетиционных помещений, покупка инструментов,  —  оплачивается ребятами из собственного кармана. 

— В основное рабочее время наш Чемпион мира по игре на баяне преподает в музыкальной школе и играет в оркестре Рюминой. Ударник – в другом оркестре, гитарист делает аранжировки, флейтист выступает в детских садах. А в свободное время они развивают «Шурале». За это я их и люблю, — признается Алия,  —  За талант и за энтузиазм!

Группа «ВЕДАНЪ КОЛОДЪ» (Красноярск/Москва)


Группа «ВЕДАНЪ КОЛОДЪ»  —  единственная группа в России, основанная на музыкальной культуре Средневековой Руси. Так, в репертуаре  —  русские народные, а также песни на древнерусском языке. Исполняют их Валерий Нарышкин, Татьяна Нарышкина и Дарьяна Антипова. Уникальность группы не только в ее репертуаре, но и в инструментах, большинство которых мастерит Валерий. Среди них — славянский военный рог, русская волынка, гудок, колесная лира и др. 

Татьяна Нарышкина

— Название «ВЕДАНЪ КОЛОДЪ» переводится, как «вещее дерево». Значение такого словосочетания для каждого свое. Как-то пришло это название и все. Иногда хочется чего-то попроще, чтобы не объяснять каждый раз, но менять уже поздно, —  признается Татьяна Нырышкина. – Поем уже 11 лет! Как держимся? Сами удивляемся. Уже пару раз пытались все бросить, но без музыки жизнь приобретает одинаковый серый оттенок. Все равно хочется вновь на сцену. Петь и играть. Думаю, поэтому наша музыка искренняя. Мы никогда не старались играть то, что модно. 

«Не модное» направление музыки оказалось довольно популярным. За 11 лет группа выпустила 6 альбомов, три международных этно-сборника. «ВЕДАНЪ КОЛОДЪ» вел собственную фолк-передачу на Народном радио, писал саундтреки к мультфильмам анимационной студии «Пилот» —  серия «Гора самоцветов». А также исполнители познакомили со своим творчеством многие европейские страны, такие как Германия, Македония, Сербия, Чехия, Венгрия, Голландия, Австрия, Франция и другие. 

Однако, не смотря на свою устойчивость на этнической сцене и огромный опыт, музыканты все равно не довольны своим зрителем:

— Слушатели есть, но они не готовы платить деньги за что либо. Ты им песни запиши, альбомы издай, а потом еще их выложи в бесплатную скачку, —  сетует Татьяна. — В России любят продукт творчества, а не тех, кто его создает. С кризисом стало еще хуже.

С коллегой согласна и вокалистка Дарьяна Антипова, которая по совместительству является директором ансамбля.

Дарьяна Антипова

— Сейчас практически все фолк-группы находятся просто на грани выживания и неважно, что они в интервью говорят, — уверяет Дарьяна. — Несмотря на патриотическую пропаганду, фолк-музыка никому не нужна и уходит еще глубже в подполье. Сольные концерты в Москве можно дать один раз в год, а туры по России и вовсе не окупаются. Фестивалей, работающих с фолком, становится все меньше и меньше. Нормальные деньги можно найти только через crowdfunding. У всех организаторов и певцов есть основная работа, не связанная зачастую с музыкой. Но так как мы давно на сцене, о нас уже знают. Поэтому и выжили в кризис.

Этно-электронный проект «Noid» (Петрозаводск)


Творчество группы Noid посвящено вымирающей вепсской аутентичной песни. Благодаря электронной музыке древние тексты обретают новую жизнь и слушателей по всему миру. Так, в 2013 году коллектив получил премию Общества М.А. Кастрена​ (Финляндия) за лучшую современную аранжировку традиционной песни. 

Владимир Соловьев

— Мы - вепсы по национальности, поэтому и поем песни на родном языке, — говорит основатель группы Владимир Соловьев. — Это здорово, что мы можем внести лепту в сохранение культуры своего народа, численность которого в настоящее время уже менее 5 тыс. человек.

В основе репертуара — записи, собранные некоторыми участниками группы во время собственных экспедиций, а также авторские песни, написанные на стихи вепсских поэтов.

— По моим ощущениям, в мире, в том числе и в России, достаточно много поклонников этнической музыки, — размышляет Владимир. — В этом стиле нет каких-то канонов, можно постоянно экспериментировать — возможности для творчества безграничны. Это и привлекает слушателей. Нас приглашают выступать не только по России. Успели отметиться и в Норвегии, и в Италии, и в Швеции. Мы видим, что творчество группы  и культура нашего народа интересуют людей: они часто просят переводить песни с вепсского языка. Значит, со своей целью справляемся.

Этно-группа «Айархаан» (Якутск)


О сохранении якутского песенного наследия заботится этно-группа «Айархаан» — единственный коллектив, который первым начал исполнять песни в манере Дэгэрэн ырыа. Это один из двух стилей якутского музыкального фольклора, который имеет четкую ритмическую акцентность. Стиль дэгэрэн ырыа включает в себя горловое, гнусавое и небное пение.

Группа была создана в 2002 году музыкантом, композитором и поэтессой Альбиной Дегтяревой. Вместе с ней поют Юлиана Кривошапкина и Ольга Подлужная.

Особенность коллектива в том, что исполнительницы работают с техникой дыхания. Девушки могут имитировать звуки чаек, кукушек, глухарей, журавлей, ржание коня. Это далеко не полный список всех возможностей голосов солисток группы «Айархаан».

Альбина Дегтярева

— В основе моих композиций слышатся отголоски звуков предков, эхо древних веков. В музыке мы передаем мировоззрению и философию нашего народа. Это не просто красивые мелодии – это зашифрованные легенды, — рассказывает Альбина Дегтярева.

«Айархаан» переводится как племя созидателей. Слушая звуки хомуса и голосов девушек, зрители, действительно,  как будто переносятся в гости к древним якутским племенам.

— Будущее у русской этнической музыки в руках неустанных собирателей, хранителей и пропагандистов этой культуры, - уверена Альбина. - Например, как Сергей Старостин – виртуоз—балалаечник мирового уровня и Алексей Архиповский – гусляр, передающий своей игрой особенности русской души. Это касается не только русской этнической музыки. Если есть энтузиасты, которые зажигают души людей, будут и поклонники.

У звуков есть своя планета

Таким энтузиастом можно назвать Александра Еремина – организатора музыкальных этнических фестивалей.

Александр Еремин

— Конечно, мой диплом университета им. Губкина совсем не связан с творчеством. Но без музыки, как оказалось, не могу, — шутит Александр. — Мне нравился рок, но сейчас это скучно. Любовь к этнической музыке завязалась благодаря другу. Он познакомил с творчеством певицы ESHU и предложил стать ее концертным директором. Девушка поет мировую музыку на разных языках. И я влюбился в этот жанр! В процессе работы познакомился с разными стилями и музыкантами. Это вылилось в группу https://vk.com/worldmuz_week. Каждую неделю — новая тема. А в конце 2015 года появилась идея сделать подкаст «Планета звука». Я всегда любил радиопередачи типа «Аэростат» или «Музпросвет» и решил поэкспериментировать в этом жанре. Уже вышло 11 передач.

Параллельно с ведением группы Вконтакте и записями программ Александр организует этнические фестивали. Так, в прошлом году состоялся «Благо - Fest». Выручку отдали на строительство буддистской ступы в Бурятии. В мае этого года прошел фестиваль «Оберег». Он был посвящен поддержке просветительских проектов исследователя—фольклориста Александра Маточкина. Средства собирали для записи диска «Любимые песни. Путешествие в мир русского песенного слова».

— Жаль, что про этническую музыку знают не многие, — вздыхает Александр. — Об этом не говорят по ТВ, не крутят по радио. Поэтому моя задача – донести до людей: такой жанр существует! Знакомство с ним расширяет кругозор и делает духовный мир намного богаче. За этнической музыкой – будущее!

Мария Вахрушева