Миграция – мать интеграции
Музей уличного искусства открыл новый сезон масштабной выставкой и международным форумом «Через границы / сквозь ограничения: Маргинальное искусство в эпоху миграции».
Под маргинальностью создатели проекта подразумевают некую неустойчивость, пограничное состояние. Это и объединяет стрит-арт с темой миграции.
– Мы постоянно скатываемся в излишний либерализм или консерватизм. Трудно найти баланс, – рассказывает организатор форума Денис Щукин. – Поэтому проблема миграции нуждается в ещё большем количестве обоснований, обсуждений, и на наш взгляд, она может быть решена с помощью культуры, искусства и различных социальных проектов.
Этнолог Игорь Савин представил на форуме свой проект «Интеграция через повседневное общение». В одном из дворов Москвы ему удалось посадить вместе за один стол таджиков, узбеков, которые работают в этом районе дворниками, официантами, и русских – жильцов того же двора. Блюда были из местного узбекского кафе, узбекский центр устроил танцы в национальных костюмах и рассказал об их культуре и традициях. Потом они и Пасху так отпраздновали: на одном столе – куличи, на другом – плов. Такое совместное проведение досуга, по мнению Савина, помогает узнать мигрантов не как рабочих, а как людей.
Сам музей стал местом встречи людей из разных стран и культур, причём не только художников и экспертов, но и обычных посетителей. Гостья выставки Маргарита недавно вернулась из Германии, на которую пришёлся самый большой наплыв беженцев в Европе.
– Нельзя говорить, что ситуация напряженная во всей стране. Есть наиболее проблемные территории, – делится Маргарита личным опытом. – Конечно, если вы живёте в таком районе, и перед вашим домом строят общежития для беженцев, то, может быть, ваш район становится менее чистым, вы чувствуете другие запахи, видите других людей. Но всё очень индивидуально и зависит от того, как вы к этому относитесь. Нельзя судить о всех мигрантах сразу. Каждый из них даёт нам разный опыт, как хороший, так и плохой.
Похожая мысль отразилась в совместной работе художников Брэда Дауни из США и Игоря Поносова из России. Здесь на священный российский триколор нагло влезают звёзды американского флага. А на новый флаг Новороссии с Андреевским крестом сверху прилипли серп и молот. Такое наложение символов противоборствующих стран друг на друга одновременно и высмеивает стереотипы народов друг о друге, и намекает на их исконную близость.
Охотно приковывает к себе взгляды еще одна эксцентричная работа российского художника Кирилла Кто «Непонятное». Огромным пёстрым полотном она покрывает стену музея и привлекает внимание людей к проблеме языкового барьера, невозможности и нежелании людей понимать друг друга. Здесь одно слово «непонятное» написано на разных языках мира, от английского до почти вымирающего маори. В результате такой игры получается, когда мы смотрим на какие-то иноземные иероглифы, то видим какое-то непонятное «непонятное». И проблема в том, что иногда мы, не пытаясь понять чужое, сразу его отвергаем.
Почему подобные уличные произведения считаются искусством, а не вандализмом объяснила сотрудник музея и организатор проекта Альбина.
– Нужно чётко разделять стрит-арт и граффити. Последнее подразумевает целью оставить как можно больше следов о себе, в роде «Здесь был Вася». Уличные художники же исходят из принципа «Мне есть, что вам сказать. Есть, на что обратить ваше внимание». И мы по опыту знаем, что иногда такое искусство помогает решать конкретные проблемы даже на бытовом уровне. Например, один уличный художник Витя Фрукты из Перми обыграл рытвины на дорогах. Обтянул их лентой, оставил надписи «Я такая-то яма, расту прямо...» и так далее. Реакция людей и коммунальных служб была мгновенная. И подобных примеров масса. Но наша выставка пошла дальше. Мы затрагиваем глобальную проблему и надеемся, что из теории она перейдёт в практику, поможет решить проблемы современного мультикультурного общества.
На посвященной миграции выставке, сами мигранты пока являются лишь в воплощениях художников. Аудитория, в основном, – молодые люди в тренде, творческая богема, как называют их организаторы проекта, социально ориентированный слой. Поэтому, по их мнению, это хороший толчок для достижения конечной цели.
Выставка будет проходить весь сезон в Музее уличного искусства. Можно посетить экскурсию, где подробно расскажут о контексте и истории создания работ. Так же в музее регулярно проводят спектакли, лекции и мастер-классы.
Анна Зеленская