Русские куклы-обереги

Русские куклы-обереги

       У многих народов издавна существуют свои мифические представления о куклах. О русских куклах я узнал совсем недавно, когда мы, учащиеся региональной Школы межэтнической журналистики, ходили на экскурсию в Дом дружбы народов Удмуртии. Там и познакомились с Ульяной Юдиной – ведущим методистом отдела межнациональных отношений ДДН. Она и рассказала любопытные детали из истории самодельного производства кукол-оберегов.

        Каждая кукла имела своё значение. Материал для рукоделия выбирался поношенный или уже пришедший в негодность - куклы делали из отслуживших свой век платьев, рубах и сарафанов, вероятнее всего по соображениям экономии. Также в производстве использовались недорогие украшения, бусы, кружева. Считалось, что нельзя было использовать колющие и режущие предметы, поэтому ткань не резали, а рвали. Основу делали из скрученной в трубочку либо в комочек старой ткани.

        Кукол чаще всего делали с пышными формами. Большая грудь, например, символизировала способность прокормить всех. У каждого оберега была повязка на лбу, которая называлась «повойником». Все куклы были безликими. Объясняется это тем, что если у куклы будут выражены черты лица, то в нее может вселиться злой дух или душа ребёнка, играющего с ней. Нитки оберегам закручивали на три узелка. На каждый узелок наговаривали добрые слова.

       Кукла, которую ребенок делал впервые в жизни, называлась "Отдарок на подарок". Уже после двух лет жизни бабушка начинала учить ребенка делать эту куклу, чтобы развить у него мелкую моторику. И только когда кукла получалась как надо, ребенка пускали за общий стол. В те времена очень ценили аккуратность, и после того, как ребенок сделал куклу, говорили: «Примите от меня отдарок на подарок». Качественно сделанную куклу родители принимали и сажали за большой стол, а если она не получалась, то ребенок вновь ее переделывал.

 

Фото: кукла «Отдарок на подарок»

       Следующая кукла – «Капустница» (Вепсская кукла). Она делалась перед рождением ребенка его мамой. Прежде чем положить малыша в люльку, в ней «ночевала» эта кукла. После чего она постоянно находилась под подушкой для защиты от злых сил. Когда ребенок подрастал, куклу вешали над люлькой, чтобы он смог поиграть с ней. Ещё эту куклу использовала девушка, когда была готова к замужеству. Она брала её с собой на вечёрки, чтобы парни заприметили этот однозначный сигнал.

 

Фото: кукла «Капустница»

       Куклу «Подорожница» делали девушки и дарили односельчанам-мужчинам, чтобы эта куколка их оберегала в дорогу или на войне. В мешочек этой куклы помещалась щепотка золы из печи или земли. Позже в мешочек стали складывать зерно, чтобы путник был сытым, и красную нить, которая приведет хозяина куклы обратно домой. 

 

Фото: кукла «Подорожница»

       В своё время куклы-обереги имели значительное место в языческой культуре народа, выполняя роль посредника между человеком и мирами духов и природы. Выражая отношение к обряду, связанному с кукольным рукоделием, в завершении приведу в пример тематическое  стихотворение Эльзы Поповой «Обереги», в котором всё поэтично описано:

 

У  обрядов  на  Руси  множество  заветов

И  один  из  них - шитьё  кукол-оберегов.

По  поверью, талисман защитит  хозяев,

Забирая  на  себя  бремя  испытаний.

 

Из  различных  лоскутков  ношеной  одежды,

Ладно  вязаных  узлов  с  верою, надеждой.

Но  единственный  запрет  предков  опасались:

Чтобы  ножницы  с  иглой  к  кукле  не  касались.

 

Не  особенно  хитра  лыкова  наука,

В  деревенском  житие  для  семьи  -  порука.

Урожай, уход  зимы, в свадебной  кадрили

Непременно  куклы  те  дареными  были.

 

Хлопок, лён, шелка, пенька. Без  печали  в  сердце,

С  миром  на  душе, тогда, бралися  за  дельце

Эту  куклу  создавать. Да  оно  не  трудно:

Ткань  не  резать  надо - рвать. Что  немного  чудно.

 

Полотно  в  рулон  свернув - тулово  готово.

Голову  узлом  стянув, рученьки  холщовы.

Юбка, блузка  и  платок, фартучек  нарядный.

Бусы, зеркальце  и  вот  девица  отрадна.

 

Обереги  без  лица,  кажется  незримо

Отделят  добро  от  зла   неисповедимо.

Сколько  вложено  любви  неприметной, тихой

И  защита  на  века  от  любого  лиха.

 

 

 

Клабуков Андрей, студент Школы межэтнической журналистики в Ижевске.