Экспресс-курс по национальной политике в Туле. Плеханововедение
Мы приехали в Тулу. Ступаю на пыльный, не первой свежести асфальт, пробегаю глазами покалеченные бордюры и останавливаю взгляд на «Ритуальных услугах».
Эта иллюзия вымершей пустыни испарится при повороте на 180 градусов. Оказывается, мы стояли спиной к рынку.
Не пироги продаются на улице Пирогова
Я тоже думала, что тульский рынок – это пузатые и бородатые купцы, красны девицы-рукодельницы да ремесленники – мастера на все руки.
А нас высадили возле блошиного рынка. Товар разложен на клеёнках, норовящих улететь, поэтому придавленных булыжниками. Поэтически развевается развешенная на ограждении старая одежда. Торговки сидят на ломаных раскладных стульях, кухонных табуретках и торгуют всем на свете, кроме тульских пряников и белёвской пастилы.
– Вас на Пирогова поселили? Мне стыдно за Тулу, – вместо возгласов восторга по случаю моего приезда я получила от приятеля именно такое сообщение. – Я встречу тебя у хостела. Этот район – настоящее гетто.
Миграционная политика. Глубокое погружение
«В РФ нет политики интеграции». Еще месяц назад я имела смелость не поверить столь категоричному утверждению кандидата социологических наук, доцента кафедры управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений МГУ Варваре Сажиной.
И вот как нарочно: ученики Школы межэтнической журналистики поселились в хостеле в мигрантском районе. Хороший вышел бы заголовок, но уроки Школы усвоены на «отлично»: прежде разберемся во всем детально, тщательно и без поспешных выводов.
Тем более, когда межэтника идёт прямо в руки, а национальные вопросы летят в лоб.
Я даже заснуть не могла от этой мистики. А если серьёзно, ситуация в Плеханово и «статус» этого района меня по-настоящему взволновали.
Мне не хотелось верить, что город, напоивший меня травяным чаем из самовара и угостивший пряниками, может быть разрываем конфликтами. Не хотелось думать, что хостел, где на разных языках написано умиротворяющее «добро пожаловать», – лишь один из современных проектов мигрантов-коммерсантов торговой улицы Пирогова.
Во что бы то ни стало мне нужно было провести собственное журналистское расследование, даже если на дворе час ночи.
– Ну вот сколько я работаю, всегда тихо и спокойно. И драк никогда не было, – успокоила меня сотрудница хостела. – Жители привыкли и нормально относятся к приезжим.
Привыкли, но домой возвращаются по соседней улице.
И вот этот рыночек рос, рос…
Вот в Плеханово много лет назад поселилась цыганская община и начала жить, игнорируя законодательство РФ. А вот мигранты лет двадцать назад начали активно переезжать в Тулу и селиться на этой маленькой улочке рядом с рынком…
Каким образом вблизи от центра города образовался мигрантский анклав, я узнала от жителя города.
– Изначально здесь был маленький рыночек, а потом прогресс, либерализация и… миграция. У приезжих рождались дети, подрастали, а им ведь нужно где-то учиться. Здесь мамка торгует носками, и здесь же ребёнок, выходя из школы после уроков, встаёт рядом, помогает ей.
Так 6-я школа, по выражению туляка, де-факто превратилась в «школу для мигрантов», где классы на 80 % состоят из детей-инофонов, или детей мигрантов (да, подготовилась я основательно, термины выучила).
– Когда в классе, где учится твой ребенок, 10 человек по-русски вообще не говорят, местным родителям приходится забирать оттуда своих детей. Так и начался естественный отток славянского населения из этого района.
Главное, чтобы человек был хороший
Не приводит ли это к конфликтам? Как в Туле относятся к мигрантам? Ведь формирование этнического анклава – ситуация, мягко говоря, нехорошая для национальной политики.
Чаще всего я получала такой ответ на эти вопросы:
– Обычно относятся: приехали люди, работают, ведут себя нормально, адекватно.
В ответ на мою озадаченность «проблемой» заселения целого района мигрантами, работница Тульского краеведческого музея рассказала, что сами жители принимают в формировании этого анклава весьма активное участие: сдают приезжим квартиры на улице Пирогова, скорее всего, за небольшую цену и без каких бы то ни было удобств.
Адаптировались здесь, скорее, местные жители, раскопав золотую жилу. Тэг «мигранты» раскрывает выгоду горожан: «Туляк незаконно прописал у себя дома 30 мигрантов», «Дважды погорел на мигрантах: туляк снова попался на фиктивной регистрации иностранцев». И так минимум два раза в месяц. Всё под контролем Мигранты нужны и мигранты важны – это давно установленный факт. Но я также знаю, что их необходимо интегрировать в общество, иначе в городе формируются закрытые криминогенные сообщества… Работница Краеведческого музея снова развеяла мои опасения, уверяя, что полиция частенько навещает этот квартал:
– Это не то, что город пустил на самотек. Я сама много раз видела, как полиция здесь всё проверяет и контролирует.
Действительно, у власти и правоохранительных органов этот район города на коротком поводке (хотя питомец может набраться сил и потащить хозяина, куда ему вздумается).
Впрочем, зря это я. Судя по всему, национальной политикой в Туле занимаются плотно и не «для галочки».
Статистика обнадёживает
Заместитель министра Министерства внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области Максим Шишкин на круглом столе итоговой конференции Школы межэтнической журналистики огласил вполне обнадёживающую статистику.
– 82 процента опрошенных в декабре 2018 года не отметили ухудшения национальных отношений.
– 30 муниципальных служащих каждый год проходят курсы переквалификации по вопросам национальной политики (а для региона с 26 муниципалитетами 30 – это много).
– мероприятий, популяризирующих традиционную культуру и открывающих культуры незнакомые, в Туле столько, что я со счету сбилась.
Вдобавок председатель комитета Тульской области по печати и массовым коммуникациям Марина Панова рассказала нам, что на статьи про межнац в регионе есть госзаказ, а в конце года еще и проводится конкурс по соответствующей тематике между СМИ.
Большую часть своей речи Марина Панова отвела на комментарий ситуации трехлетней давности в Плеханово. Несмотря на то, что город «прошел с честью это испытание», не превратив факт нарушения законодательства и восстановления справедливости в межнациональный конфликт, заметно, что Плеханово в Туле вспоминают с ужасом до сих пор.
Цыганская община в Плеханово начала действовать так, «как их цыганский бог на душу положил», – промелькнула у председателя фраза. Я даже задумалась: почему это «у них» бог не такой, как «у нас», хм…
Огромная и многонациональная, и мы ее любим
Да и репортажи из Плеханово получались такие разные. Вот «РИА Новости» выслушали и русских, и цыган, и администрацию, и жителей – смотри со всех сторон и делай выводы. А вот «Myslo новости» едут в поселок: «Завершается репортаж появлением местного мужчины с топором. Возможно, он пришел рубить те самые дрова, которые якобы привез им КамАЗ. Но уж очень идёт он в нашу сторону...».
К счастью, туляки – информационные гурманы, все подряд не кушают:
– Плеханово – это не на почве национальной неприязни. Среди любой национальности могут быть люди и агрессивные, и адекватные, – объяснила мне собеседница из музея, – И наши власти, и правоохранительные органы очень аккуратно к этому отнеслись. Все очень тактично было погашено.
И это главное: после страшных событий 2016 года у жителей, с которыми я общалась, Плеханово не ассоциируется с межэтническим конфликтом, и негативного отношения к целому этносу не сформировалось.
– Мы же – многонациональная страна в любом случае.
Не хватает Школы
Так что я завершаю своё «расследование» словами добродушной тулячки, а не заголовками статей с тэгом «цыгане» на сайте тульских новостей.
И ещё добавлю: Туле однозначно нужна Школа межэтнической журналистики, ведь национальная политика – сложнейшая вещь, за 30 часов не разберешься.
Елизавета Славятинская,
Школа межэтнической журналистики в Пскове.
10 июля 2019