Тула древних веков. Почему интересна и актуальна?

Тула древних веков. Почему интересна и актуальна?

Из свободолюбивых воинов - в любителей самовара и пряников. Как менялся образ жителей Тулы на протяжении веков и почему племенной дизайн до сих пор актуален?

Бронзовый век. Зачем тулякам челюсть свиньи?

Примерно в V-IV веке до н.э. человек изобретает бронзу, которая делает его орудия труда надежными и прочными. С этого времени начинается эпоха Бронзового века, а в  степях Евразии появляются первые крупные этнокультурные общности.

В  тот период на территории современной Тулы существовали две такие культуры. Одна из них – фатьяновская, или культура боевых топоров. Фатьяновцы уже отливали бронзу и делали это не «спустя рукава», а доводили её до нужного состояния и сглаживали вручную камнем. Второй культурой была абашевская. Она  оставила доказательства того, что на территории Тулы жили литейщики и процветало металло-обрабатывающее производство, если так можно назвать в отношении тех времен.

А теперь вернемся к нашим баранам (а точнее свиньям). У литейщиков в Туле было своё поселение и общий загон для скота. И жили они настолько неплохо, что обрабатывали кожу исключительно челюстью свиньи и только левой стороной! Почему левой, спросите Вы? Оказывается, правая сторона не такая удобная и плохо ложится в руку. Видимо, скота хватало настолько, что люди и о комфорте не забывали. Может,  и оттуда тоже пошла мода на роскошь?!

                 Впрочем, Тула была законодательницей моды не только метафорически, но и в прямом смысле этого слова. 

Железный век. Дизайн 1 тысячелетия в 21 веке.

В этот период (1200 г. до н. э. до 340 г. н. э.) на территории Тульского края появляются городища (укреплённые поселения). Но не от хорошей жизни. Раз тебе надо уже огораживаться, значит, вокруг происходит что-то опасное.

С бронзой продолжают работать, но уже в другой технике. Она позволяет  производить более тонкие изделия. И уже не только для быта, но и для эстетического удовольствия. Да, стали появляться украшения! Это и плащевые заколки, и серьги. А финно-угорская нашивная бляха, изображавшая солнце в трех фазах, даже служила в качестве талисмана.  Еще одна интересная деталь: формочки для отливки были одноразовыми. С одной стороны, это неудобно. Но, с другой, если мы говорим об украшениях, плохо ли это? Ведь такой аксессуар есть только у тебя. Получается, во все времена людям хотелось быть уникальными.

Кто твои предки?

Одним из самых старых городищ считается Сатинское. Там найдены первые предметы культа на территории Тульского края. Например, очажный кирпич с изображением мирового древа и человеческой фигурки, которая сидит на корточках рядом с ним, подняв колени. До сих пор неизвестно, оставили ли все это предки туляков или пришлые люди. Ведь кто только не жил на территории современной Тульской области:  финно-угры, балты, сарматы и даже скифы, которым исторически на этой земле совсем не место.

Славяне, которые в некоторой степени могут считаться предками туляков, приходят сюда только в VII веке н.э. Это племя славян вятичей - достаточно агрессивных и свободолюбивых. Они поздно присоединились к Древнерусскому государству, поскольку в принципе всячески протестовали против вмешательства в их жизнь.

От вятичей  сохранилось много мелких предметов - фрагментов височных колец, украшений, маленькая модель меча (один из оберегов, который клался в захоронение и являлся заменой меча настоящего). Кто-то отметил его схожесть с пилочкой для ногтей. Но, думается, захороненному воину меч нужен был больше, чем пилочка.

Такие мелкие изделия связаны с погребальным обрядом. Как и большинство славян, вятичи практиковали трупосожжения. Все, что осталось от костра, укладывалось в урны. Туда как раз и клали такие мелкие изделия, а сами урны захоранивали в курган.

На Тульской земле были  найдены даже предметы со звездой Давида, что, казалось бы, очень странно. На самом деле шестиконечная звезда из двух треугольников звездой Давида стала не ранее XVIII века и к евреям стала иметь отношение примерно тогда же. Оказывается, это общераспространенный практически по всей территории Индо-Европейского пространства символ, который мог трактоваться и как звезда, и как символ соединения неба и земли (у нас он трактовался, скорее всего, так).

Народ, который не написал письма потомкам

Вятичи были бесписьменными. Если другие племена еще до получения азбуки могли использовать заимствованные знаки для письма, то у них и такого не было.  И хотя мы знаем мало о религии вятичей, можно выделить пару моментов. Во-первых, у них был силен культ солнца. Это видно по крестикам на изделиях – солярных знаках (они не относятся никак к христианству). Во-вторых, особое значение имел культ предков и местности, в которой они живут. Были даже целые поселения, которые больше являлись святилищами, нежели местом проживания.

Найденные культовые предметы могут рассказать много интересного. Например, змеевик. Он похож на амулет, с одной стороны с христианским символом, а с другой – с изображением медузы Горгоны. Сначала ученые считали, что он является символом двоеверия у славян (переплетение язычества и христианства). Однако впоследствии нашли и византийские змеевики. Оказывается, вместе с христианством византийцы принесли с собой остатки античного язычества.

Христианство же приходит на эти земли в XII веке. Вятичам никогда ничего не навязывали, поскольку с таким свободолюбивым племенем не хотели  лишний раз конфликтовать. Это относилось и к обложению данью, и к распространению религии. 

А в 1146 году была основана Тула, какой мы её знаем сегодня. Но это уже совсем другая история.

Алина Джан

* по материалам Тульского областного краеведческого музея

15 июля 2019