Работа мечты
Мой дядя как то рассказал мне про работу мечты. Это как для интровертов должность «смотритель маяка» или «егерь на тропическом острове», а для экстравертов работа мечты – «инспектор туров» (возможно, название другое, но такая работа есть: ты едешь в туристическую поездку, спишь в отелях, ходишь на экскурсии, питаешься, отдыхаешь и получаешь за это неплохую заработную плату). В конце только предоставляешь отчет - фото, видео, текст.
Моя же работа мечты назвалась бы так – «инспектор программ обучения».
Что может быть лучше, чем всю жизнь ходить на лекции, пары, семинары, коллоквиумы, конференции, форумы, курсы, выполнять задания и после предоставлять письменный отчет, получая гонорар.
Учебные заведения и спикеры получали бы обратную связь, тем самым улучшая качество услуг.
Выиграли бы все.
И так начнем.
Образовательная программа «Школа межэтнической журналистики».
Плюсы
Это школа журналистики:
- можно понять, что такое журналистика, если никогда не был знаком и не варился в этом. Пощупать эту сферу. - Увидеть, как это работает. Как редактор выбирает материал. Услышать краем уха о том, что сейчас на рынке журналистского труда. И понять для себя, хочешь ты этим заниматься или нет. Твоя ли эта работа мечты или лучше на маяк;
- можно узнать, как строиться сама работа журналиста: как искать материалы, события и людей, о которых можно написать, чтобы это было интересно;
- понять что журналист - это такой человек, который видит больше, чем все остальные. Это следователь и разведчик в одном лице, который докладывает обо всём всем, а не только в штаб;
- получить представление о том, какой текст будет интересен, а какой вызовет внезапный приступ непреодолимой сонливости;
- уяснить исключительную важность заголовков, потренироваться в их создании под руководством опытного корифея от пера и блокнота;
- услышать на первом же занятии, что можно забыть о своих пятерках за сочинения в средней школе;
- получить возможность практики, большого количества практики написания текстов (в рамках школы каждую неделю был по крайней мере один инфоповод, на основе которого можно было составить свой текст);
- получить практические советы о том, как брать интервью, и даже попрактиковаться в этом и узнать, что интервью - это очень близко к работе следователя;
- нащупать, где заканчивается свобода слова и начинается свобода личности;
- зарубить на носу, что есть темы и явления, с которыми надо обращаться с особым вниманием, чтобы не превратиться из журналиста в экстремиста
Это межэтника:
Ключевое слово в названии учебного курса «школа межэтнической журналистики» - как раз прилагательное «межэтнический». Значение и важность которого ощущаешь сразу и бесповоротно с первого занятия, даже до него, выполняя вступительное задание – «что для тебя означает твоя национальность и как ты её ощущаешь?».
А ведь никогда не задумываешься над таким. Это как само собой разумеющееся и не требующее размышлений, это всегда с тобой, как бы за глазными яблоками, прямо в мозгу.
Но чтобы начать видеть весь спектр проблематики межэтнической темы, нужно сначала задуматься - а кто ты сам?
Точное попадание. Идеальное первое задание.
Отрефлексировав русскость или точней, свою этничность, можно приниматься и за межэтнические проблемы.
Очень запомнилась встреча с краеведом, лектором The Jewish Agency for Israel, участником проекта «Клеймс» Олегом Фёдоровым. Я ожидал услышать в очередной раз про зверства нацистов в отношении евреев, про которые написано, снято и поставлено спектаклей уже столько, что все каналы восприятия этой информации забиты. Иногда даже начинает казаться, что во II Мировую Войну, никто кроме них и не пострадал. Такая вот война, немцы напали на евреев и «воевали» с ними. Будто не было ни миллионов и миллионов замученных китайцев и русских.
Стоит покопать файлы и папочки в памяти, попробовать поискать ключевые слова «геноцид русских», «потери СССР в ВОВ», «сожженные деревни украинцев, белорусов» - много вы там найдете объектов? А огромный массив данных «ХОЛОКОСТ» увидите сразу, на экране загрузки.
И это отдельная большая и сложная тема, почему так получается. Почему высвечивается только героика и «Победа», но замалчивается всё остальное.
По этой причине многого не ожидалось от этой встречи. Но всё оказалось не так просто.
Встреча перевалила за три часа, которые пролетели очень быстро. Наш спикер, просто и вместе с тем очень ловко сместил акцент с трубного гласа возвещающего два слова – «МАШИНА ХОЛОКОСТА». Наша внимание было направлено на корень и причины того, что произошло и, главное, происходит до сих пор - на то, как в своих интересах кто-то может использовать механизм, основанный на эволюционной, очень глубокой особенности человека - страхе, в особенности, страхе перед неизвестным.
После этой встречи сразу можно понять, откуда уши растут у большинства межэтнических проблем, и как все это работает.
И поняв это, становишься попросту более толерантным. Один раз обратив пристальное внимание на механизм возникновение страха перед другими, уже не теряешь этот более осознанный и здоровый взгляд.
И это одна из тех вещей, ради которой можно посоветовать пройти курс межэтнической журналистики любому человеку.
Эта встреча очень запомнилась, но было множество других очень любопытных:
- с товарищем следователем;
- с матерью птенцов;
- с дантистом из Дагестана;
- с главой центра по защите прав представителей СМИ;
- со святым отцом;
- с коллегами по школе.
И это только персоналии, а было ещё множество этнических мероприятий, о которых не подозреваешь, но в Школе о них знают и расскажут.
По заданию сходить на гастрофорум или праздник армянской молодежи - ну чем не работа мечты?
Все это однозначные плюсы. Но были и минусы, скорей технического характера и немногочисленные (на мой взгляд, всего два), и это даже скорее личные желания, то чего не хватило.
Минусы
да, эта школа для людей которые уже дружат с текстами, любят их, возможно, для тех кто уже учиться на журфаке. И изначально было заявлено, что основной ориентир - это практика. Но лично мне хотелось бы и теории, хотелось побольше лекции от Ольги Миронович или от приглашенных спикеров. Да, школа - это осознанный выбор, и те кто уже решил её посещать, могут и сами найти нужные материалы и самостоятельно их изучить. Но хотелось бы увидеть Ольгу Миронович в качестве лектора чаще;
порой возникали технические проблемы с мультимедиа .
Вердикт: 9.5\10 (хочу ещё).
Юрий Сушков, Школа межэтнической журналистики в Пскове.
17 июня 2019