Атаман Северо-Донского казачьего войска: "Настоящим казаком нужно родиться"
Воинственный, вольный, гордый - таким представляется нам казак в художественной литературе. Но время войн и междоусобиц прошло, и этот образ сильно изменился. Как сейчас выглядит современный казак и чем он занимается, мы узнали у войскового атамана Северо-Донского казачьего округа Виктора Галушкина.
-Виктор Васильевич, как вы считаете, казаком рождаются или становятся?
-Настоящим казаком нужно родиться. Казачество - это ведь отдельный этнос со своей историей, культурой, бытом, территорией и диалектами. Когда мальчик чуть-чуть подрастает, его причащают, надевают папаху, дают шашку и садят на коня. И вот будущая гордость казачьей общины. В более зрелом возрасте он уже учится владеть своим клинком, участвует в военно-спортивных конкурсах, играх и постепенно мужает.
-Каких принципов должен придерживаться современный казак?
-За последние 100 лет принципы мало изменились, только необходимость в их сохранении возросла. Прежде всего казак должен осознавать и чувствовать ответственность казачьего рода, не позорить его выходками, защищать свою семью, общину и государство, чтить своих родителей, относится с терпением к другим вероисповеданиям и народам, воспитывать детей в духе православия, любви к Родине, быть готовым отдавать жизнь за отечество, уважительно относиться к женщине. Если казак нарушает эти принципы, его ждёт общественное порицание в казачьей общине, реже его изгоняют. Раньше казаков нагайкой пороли, сейчас тоже такое есть, но мало где.
-А какой характер у казаков сегодня?
-Сейчас многие казаки самолюбивы, они стараются отстаивать интересы нашей общины, я их называю “горячими головами”. Они молодые, смелые, хотят показать свою индивидуальность. Очень добры по отношению к детям, женщинам, но думают иногда сердцем, это может стать их проблемой.
Казак, но не “ряженый”
В 1990 году появилась община Северо-Донского казачьего войска. В том же году было принято уложение о казачьей форме. Традиционно она состояла из синих шаровар с красными лампасами, зелёной гимнастёрки, синего парадного кителя и сапог. Когда со временем климат стал более жарким, гимнастёрку сменила белая рубаха с коротким рукавом. В 2018 году президент России Владимир Путин ввёл указ о единой форме одежды для казаков - брюки на выпуск, туфли, белая рубашка, галстук и китель.
-Сохраняется ли в общине традиционный казацкий костюм?
-У нас нет единой формы для казаков, которая была введена в 2018 году. Мы сохраняем традиционную одежду, но надеваем её только в праздничные и торжественные дни. А так у нас казаки в обычной гражданской ходят, как и все люди. Когда казака призывают в армию, традиционный костюм и оружие он с собой не берёт.
-Как казак получает традиционную одежду? Ему её выдают?
-Традиционную форму, шашку, лошадь казак сам покупает. Бывает, что молодой человек отличится, и тогда новую шашку ему дарят. Некоторые, конечно, одежду сами себе шьют.
С традиционным костюмом понятно, а как казак применяет свою шашку?
-Шашка служит украшением, атрибутом традиционного костюма. Чтобы не забыть, как ею управлять, казаки рубят лозу и арбузы. Иногда, на каких-нибудь торжествах, они устраивают представление с шашкой и показывают своё мастерство в обращении с ней.
-Раньше конь был гордостью казака, его душой. Как изменилось его значение в казачьей культуре? Какую роль он играет в жизни современного казака?
-Для городских казаков никакую. Казакам, которые живут в Новохопёрске, нашей станице, лошадь помогает привозить сено, урожай с огорода. Станичные и разводят их, и ухаживают за ними. В наше время лошадь потеряла военное значение. Иногда наши казаки участвуют в конных спортивных соревнованиях, но это так, несерьезно.
-Есть ли казаки, которые пытаются соответствовать образу Тараса Бульбы?
-Есть и такие казаки, которые с одним хохлом, с серьгами в ушах. Я их называю по-хорошему - отморозки. Да, они настоящие казаки, но беспредельщики. Есть такие, которые наденут лампасы и говорят: “Я казак!”. Они бесчинства всякие делают, а потом нам приходится доказывать, что это не мы. Это неправильно, ведь потом и у людей складывается впечатление, что мы ряженые или отморозки какие. Сейчас настоящих, непоказных казаков единицы.
Мир, труд, вера!
-Раньше война была одним из основных занятий казаков. Чем казаки занимаются сейчас, в мирное время?
-Тем же чем и многие граждане России - работают. Кто-то электрик, кто-то водитель автобуса, кто-то в школе преподаёт. В свободное время так общаются, собираются по праздникам. Для общественности мы только кажемся казаками. А ведь мы стараемся ими быть. Нас иногда просят на православные праздники за порядком в храмах смотреть, мы заодно и всенощную служим. Сейчас в Новохоперске казаки восстанавливают разрушенный Крестовоздвиженский собор. Это личная инициатива, мы не требуем каких-то денег или почестей, просто хотим сохранить нашу культуру.
-Какими традиционными промыслами занимаются современные казаки?
-Казаки, которые живут в Новохоперске, изготавливают нагайки, сбрую для лошадей, шьют традиционную одежду, разводят коней, рыбачат, выращивают хлеб. Городские казаки больше на гражданских работах заняты. Лето казак обычно проводит в поле, кто-то, конечно, едет на море, но многие остаются на родной земле, занимаются растениеводством.
-Соблюдают ли казаки православные нормы?
-Мы каждый год в крестном ходу участвуем, стараемся причащаться, исповедаться, держать посты. В Воронежской епархии создан отдел по взаимодействию с казачеством, так там нас наставляют, воцерковляют, читают проповеди, а мы стараемся не грешить, жить мирно с людьми, не дебоширить, как многие про нас думают.
-Как казак выбирает себе невесту?
-Сейчас молодые казаки ищут себе девушку не среди своих, казачек. Обычной, ей достаточно выйти замуж за казака, и она станет казачкой, и дети у них тоже будут казаками.
Раньше казачку можно было встретить в храме и на поле. Она ходила вместе со своим старшим братом, который её защищал. Когда казак приходил в гости и видел эту девушку, он клал папаху или фуражку на стол. Если девушка была готова выйти замуж за казака, она переворачивала её. Если молодой человек не нравился казачке, она не трогала его головной убор.
-Как складываются отношения внутри казацкой общины? Возникают ли конфликты “Отцов и детей”?
-У нас в общине есть молодые казаки, которые имеют разные политические взгляды. У нас же, более взрослых людей, старая закалка, мы выросли в СССР. Мы совсем по-другому видим жизнь. В общине демократия, поэтому запрета на разные взгляды у нас нет. Разногласия по политическим или острым социальным темам мы всё же стараемся оставлять за бортом, иначе это нас разъединит.
«Нас мало осталось, настоящих, истинных казаков»
-Как вы относитесь к тому, что в современное время казаками не только рождаются, но и становятся?
-Это печально. Сейчас казаком может стать человек, которому уже есть 18. То есть до 18 лет ты никто, и звать тебя никак, а с 18 ты казак. Это неправильно.
-Как можно вступить в казачью общину “неказаку”?
-Тот, кто хочет попасть к нам, должен прийти в нашу общину, и его запишут. Он присягнет казачеству в церкви.
-А если приходит человек неправославный? Он должен поменять веру?
-Если человек другой веры, он должен принять православие и креститься, потому что православие - это символ казачьего духа.
-Есть ли проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, когда обучаете будущих казаков?
-Мы воспитываем ребятишек в кадетских корпусах, которые хотят стать казаками, но проблема в том, что сейчас в казачество приходят как в кружок по интересам. Многие ребята по окончании учебы забывают, что они казаки. И это очень большая проблема для казацкой общины.
-Если человек хочет выйти из казачества, он может сделать это свободно? Без общественного порицания или традиционных обрядов?
-Ну как выйти из казачьей общины? Свой этнос ты никак не сотрёшь. Человек может с нашей организации выйти и больше не платить взносы, но казаком он быть не перестанет. А те, кто приходил в кружок по интересам, могут спокойной уйти, им никто мешать не будет. Казачий дух он или с тобой всегда, или его совсем нет.
-Вы уже говорили, что у вас в общине нет единой казачьей формы, значит, и в государственном реестре казачьих обществ вы не состоите?
-Официально мы Северо-Донское казачье войско. Наше сообщество действует и живёт по закону об общественных объединениях. Мы зарегистрировались и имеем право носить форму и мирно собираться. Нас сейчас признают как казаков, но в реестр казачьих сообществ мы не вошли. Если мы согласимся войти в него, мы сотрём свою культуру, а этого нам не нужно. Мы хотим, чтобы свеча не погасла. Нас мало осталось, настоящих, истинных казаков, около 200. Мы стараемся держаться.
-Вы думаете как-то расширять общину?
-Сейчас молодые люди записываются в наш казацкий полк, так нас становится чуть больше. Ещё мы хотим создать музей под открытым небом, где будут описаны традиции, показан быт, одежда, ремесла казаков. Мы постараемся сохранить нашу культуру, чтобы она не канула в Лету.
Беседовала Кристина Щекаева
4 июня 2019