Устами народа…
Удмурты, татары, русские, чуваши, марийцы… И это неполный список национальностей, которые проживают в Балтасинском районе Республики Татарстан. Каждый народ здесь живет в своем селе, на своей территории. Именно поэтому многие населенные пункты помимо официальных имеют еще несколько народных названий, где заложены традиции, быт, видение на мир каждого народа. В их числе и удмуртские деревни Старый Кушкет, Средний Кушкет, Сала Кушкет, Пор Кутеш. Эти деревни по-своему уникальны. Они расположены островком среди татарских деревень и связаны между собой по происхождению, истории и названиям, в которых использовано ключевое слово «кушкет» и вариативное «кутеш». Они все имеют второе название, отличное от официального, обозначенного на карте: Старый Кушкет (офиц.) −Кушкет (нар.); Средний Кушкет (офиц.) − Ӟаны, Карлыган (нар.);
Сала Кушкет (офиц.) −Кисаль (нар.); Пор Кутеш (офиц.) – Кутеш (нар.).
В основе происхождения названий данных деревень лежит слово Кушкет. Бытует несколько народных этимологий, своего рода народных легенд, которые объясняют происхождение названия. Одна из них гласит, что первопоселенцы этих деревень активно перемещались с одного места на другое, вырубая леса, выкорчевывая пни. Они занимались земледелием, а также охотой и рыболовством. Когда земля переставала давать урожай, они снова меняли места обитания в поисках богатой плодородной земли. Слово «кушетыны» в балтасинском диалекте удмуртского языка как раз означает «перемещаться» - место, куда переселились люди. Другое предание гласит, что на этих местах некогда был лес, в котором по соседству жили татары и удмурты. Лес начали рубить с двух сторон. Тогда между удмуртами и татарами возник спор относительно территории. Удмурты в адрес своих соседей говорили «кош-кош», а татары −«кит-кит». Слова переводятся как «уйди-уйди». По преданию, татарам пришлось уступить удмуртам. Но результатом этого спора в топониме закрепились элементы «кош» и «кет». Мифы-мифами, но и по сей день удмурты живут здесь, а татары разместились по-соседски в шести километрах от удмуртской деревни. Еще одна легенда гласит, что слово «кушкет» происходит от удмуртского слова «куш» - «лесная поляна». Жители говорят, что обжитая теперь территория когда-то была непроходимым лесом.
Интересно «рождение» народного названия села Средний Кушкет – Ӟаны. По преданию, мужчину, который переселился из соседней деревни Старый Кушкет, звали Ӟаны. А татарское население называет это село Карлыган, что в переводе обозначает «черная смородина». По-видимому, данное явление имеет место быть. По словам старожилов, левобережье речки Кушкетка отличалось изобилием дикой смородины.
Деревня Сала Кушкет также имеет второе название − Кисаль. В народе ходит легенда о происхождении данного топонима. Жил-был в деревне Ӟаны (Средний Кушкет) богатый человек. Однажды он отправил своего сына за кисалем (кисаль – это особо приготовленная удмуртская еда, пюре из овсяной и гороховой муки) к соседу. Расстояние между деревнями было небольшое, всего пара километров. Но мальчик забыл, зачем именно его направили. Шёл дождь, мальчик не знал, что делать. Он стоял на одном месте и топтался. Проходящий мимо него мужик удивленно спросил: «Эй, малой, ты почему стоишь под дождем, из грязи кисаль месишь?» Мальчик услышал слово «кисаль» и вспомнил наказ отца. И побежал дальше, восклицая: «кисаль, кисаль!». Но эта история – лишь мифотворческое осмысление названия деревни.
Деревня Пор Кутеш в основе имеет удмуртское название Кутэш. Согласно легенде, которая бытует в народе, сначала здесь со своей семьей поселился человек по имени Кутэш. В честь него назвали и речку – Кутешшур - Кутешка, которая впадает в Кушкетку, а затем в Шошму. Элемент «Пор» в этой трактовке образовался от выражения «по речке Кутеш».
Наша земля хранит невероятно много информации. Стоит обратиться к названиям, которые отражают не только быт, культуру людей, но и исторические процессы, происходящие в судьбе целого народа. Начинаешь понимать уникальность каждого топонима. Раньше не придавала значения слову «кушетование», по сути это означает переселение предков. Сейчас понимаю, что они это делали ради своих потомков, ради сохранения традиций, обычаев, обрядов, языка и верований.
Юлия Ильмурзина, студент Школы межэтнической журналистики регионального отделения в Удмуртии, 2 курс ИУФФУиЖ Удмуртского государственного университета