Религия хранится в семье
В 2014 году в Томске вышла книга "Белая соборная мечеть". Ее соавтор – Елена Сафиуллина, учитель истории Чернореченской общеобразовательной школы, рассказала о том, что в 50-60-ые годы несколько сотен верующих мусульман собирались на квартирах или на мусульманских кладбищах, чтобы совершить намаз. Потому что две существующие в Томске мечети – Белая и Красная – в это время не принадлежали мусульманам. Их забрали для общественных нужд, в разное время в мечетях располагались, например, цеха карандашной фабрики и ликероводочного завода. Елена Сафиуллина, у которой мама – русская, а папа – татарин со студенчества увлекалась вопросами национального самосознания и историей края и даже поступила на исторический факультет ТГУ. После окончания университета, работала учителем в татарской деревне Эушта, устраивала встречи поющих татарских бабушек и возила их на выступления в Томск.
Елена Сафиуллина
История двух томских мечетей - ее также всегда интересовала. Красная мечеть была построена в 1904 году, а в 1913 году на деньги прихожан построили Белую соборную мечеть. Эти мечети не были разрушены, но в советское время их перестроили, и только потом, после передачи их верующим, зданиям удалось вернуть прежний вид.
Белая мечеть в наши дни
В годы коллективизации в России закрывали все религиозные организации, а их членов подвергали гонениям и раскулачивали. В августе 1937 года в Белой мечети арестовали прихожан прямо в момент совершения священного обряда джума-намаз. Шакира Япарова, 71-летнего муллу мечети, и еще 13 человек, фамилии которых перечислены в книге "Белая соборная мечеть", обвинили в участии в мифической контрреволюционной повстанческой организации «Гаскери-Уешма» и расстреляли. Здание Белой мечети первоначально отдали под школу, а затем переоборудовали в зернохранилище. Уже в 60-ые годы организованная здесь карандашная фабрика выпускала простые и цветные карандаши, а также счетные палочки для первоклассников. С 1952 года члены мусульманской общины совершали религиозные обряды в старой – Красной мечети. Позднее, проведение религиозного служения и в этом здании было запрещено, в нем открыли ликероводочный завод, а в 1980-ые годы Красную мечеть переоборудовали под завод пищевых продуктов Облагропрома, где выпускали майонез, томатный сироп и кисель.
Красная мечеть в советские времена
В это время перед томскими мусульманами встает проблема поиска места для проведения священных богослужений. Так в 1958 году организовалась группа около двадцати человек, которые стали совершать обряды на квартирах верующих, а иногда на кладбище. Представителя мусульманской общины Юсуфа Идрисова регулярно вызывали на объяснительную беседу к уполномоченному Совета по делам религиозных культов и предлагали зарегистрировать религиозное объединение в соответствии с законодательством. Однако его так и не зарегистрировали. Основная причина, по словам Юсуфа Идрисова, – то, что содержание религиозного общества потребует денежных средств, которые верующим татарам было сложно собрать. В 1980-ые годы в Томской области на проживало около 15 тысяч татар, но в отчете уполномоченного Совета по делам религий СССР по Томской области отмечалось: "Имеется группа из восьми стариков, которая регулярно собирается на богослужение в частном доме, оборудованном под мечеть". Далее в отчете сказано, что мулла И.И. Хасанов обижен на то, что люди больше не верят в бога. Такой вывод он сделал, потому что его как священнослужителя все реже приглашали на свадьбы, обряд наречения ребенка и похороны.
В 1992 году по просьбам мусульман мечети им вернули. И число прихожан стало расти. Но, как отмечает Елена Сафиуллина, религия не запрещает проводить священные обряды и дома: "Ведь таким образом она еще глубже проникает в семью, и оттуда ее уже невозможно искоренить".
Диана Макеева, Школа межэтнической журналистики, Томск