ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭТНОСА БЕРЕТ НАЧАЛО В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭТНОСА БЕРЕТ НАЧАЛО В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА

Одной из тем занятий Школы межэтнической журналистики (ШМЖ) стало знакомство с деятельностью национально-культурных общин в Бурятии. Известно, что в Бурятии насчитывается 46 национально-культурных объединений, з них 14 – это культурные центры. Мы, студенты ШМЖ, побывали в гостях у Республиканского центра Эвенкийской культуры «Арун» и побеседовали с его руководителем Шеметовой Надеждой Егоровной.

 «Арун» возник в 1992 году как общественная организация, но статус государственного центра под эгидой Министерства культуры Республики Бурятия приобрел гораздо позже. Главной целью работы центра является возрождение эвенкийской культуры, ведь «арун» в переводе с эвенкийского - возрождение.

 Центр регулярно проводит различные фестивали, конкурсы, выставки материальной культуры эвенков, в том числе представляет    свои   работы на ЭКСПО в   г.Москва. Среди ставших уже традиционными - праздник Больдер (Встреча), Икен-Одера, «Принцесса Севера – Синилген». Ежегодно РЦЭК «Арун» участвует в межрегиональной выставке «Сокровище Севера» и фестивале «Кочевье Севера», активно сотрудничает с детскими центрами эвенкийской культуры в трех северных районах Бурятии, а также с многими другими творческими коллективами за пределами региона.

 На ГТРК «Бурятия» выходят в эфир программы на эвенкийском языке – «Биракан» на радио и телепередача «Улгур» (http://bgtrk.ru/tv/russia-1/ulgur/) с ведущей – Надеждой Шеметовой. «Улгур» транслируется на эвенкийском и русском языках и отражает   культуру и традиции коренного малочисленного народа Бурятии – эвенков, затрагивает вопросы, связанные с изучением родного языка, традиционных знаний, природопользования.

На встрече с нами, руководитель центра отметила, что не существует легких путей в деле возрождения эвенкийской культуры по ряду причин. Главная причина – это утрата эвенкийского языка.  В прошлом году Центр начал проведение конкурса инсценировок и легенд «НИМҤАКАН», в основе создания которого лежал замысел оживить слово. Было множество опасений о том, что участники не смогут играть на сцене и будут забывать родные слова, были и скептики, но участники фестиваля развеяли все опасения. На сцене - красивое звучание эвенкийского языка и актерское мастерство. В 2016 году сами участники фестиваля дополнили легенды историческими деталями, рассказанными предками эвенкийских родов.  Воистину, древняя культура притягивает тех, кто откликается на зов предков в своей душе.

 Надежда Шеметова убеждена в том, что главная причина потери родного языка лежит в системе ценностей каждой семьи. Как правило, именно родители помогают детям в овладении родного языка. Общение на родном языке в семье - пока что самый верный способ сохранить традиции народа.

 Как тележурналист Надежда Егоровна много общается с представителями эвенкийской культуры, проживающими в разных странах и может с уверенностью утверждать, что точка невозврата еще не пройдена. Жители небольших городов, деревень, также, как и мегаполисов стремятся к познанию своей культуры, языка, несмотря на изменившийся уклад жизни. Ведь древнейшая культура эвенкийского народа по сей день жива и берет свое начало в душе человека.

Справка

Эве́нки (самоназвание — эвенкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году, старое название — тунгусы) — коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь), проживают в Якутии (18 тыс.) и Красноярском крае (4,6 тыс., в том числе 3,8 тыс. в Эвенкийском районе), а также в Бурятии (2,6 тыс.), Приамурье (1,5 тыс.), Забайкалье (1,5 тыс.), Приангарье (Предбайкалье) (1,4 тыс.), а также в Монголии и на северо-востоке Китая.

Эвенки (тунгусы) – один из древнейших народов Бурятии.  На территории современной Бурятии эвенки проживают в нескольких районах: Курумканском, Баунтовском, Северобайкальском, Баргузинском, Муйском, Закаменский. Согласно переписи 2010 численность их составляет 2974 чел.

В зависимости от типа хозяйственной деятельности они делятся на орочонов или оленных  (в переводе с эвенкийского  «орон» – олень), мурченов или конных (в переводе с эвенкийского «мурин» – конь) и ламучеров («ламу» – озеро). Эвенки проживают также за рубежом: на Севере-Востоке Китая, в Эвенкийском хошуне автономной республики Внутренняя Монголия КНР, в Монголии (около озера Буир-Нур и в верховьях реки Иро). В КНР проживает четыре группы эвенков: солоны, тунгусы-яко, хамниганы, орочоны.

Огромное заселение тунгусами пространства тайги, присутствие тунгусской топонимики даже в тех районах Сибири, где ныне тунгусы не живут, – все указывает на большую древность тунгусов.

Несмотря на то, что эвенки расселены на обширной территории, тем не менее, такая большая разбросанность никак не повлияла на общность в языке, хозяйстве, материальной и духовной культуре эвенков.

Ирина УШАКОВА