Живое тесто, магический порог и другие прелести русской культуры
Заведующая научно-методическим отделом Этнографического музея Наталия Челищева провела экскурсию для студентов Школы межэтнической журналистики. Они узнали, чем скамейка отличается от лавки, как правильно греть родителей, почему звать замуж прямым текстом – дурной тон и о многих других особенностях русской культуры на рубеже XIX-XX веков.
«Сделай, миленький, трепало, чтобы сердце трепетало»
Ошибочно полагать, что в русских крестьянских семьях решение о браке принимало старшее поколение, а молодые люди могли быть друг с другом не знакомы. Просто словами замуж никто не звал: это было неприлично. Вместо этого парень молча преподносил девушке символический подарок – трепало (деревянный нож для трепания льна), которое делал своими руками. Девушка могла согласиться и подарить в ответ поварёшку или отказаться и дать мутовку (инструмент, которым взбивают яйца на омлет). Только после положительного результата в дело вступали родители. Сваты, как сапёры, не имели право на ошибку. Если группа сватов заезжала в дом, а там их разворачивали, больше их никто не нанял бы на эту задачу. Если девушка в последний момент передумывала, то вывешивали за дверь мутовку. Тогда свадебная процессия разворачивалась обратно.
Как и зачем греть на Новый год родителей
Родители – обобщённое название для всех предков, которые умерли, но остались в памяти. Крестьяне выходили на улицу в канун Рождества и собирали высокий костёр из всего того деревянного, что вышло из употребления – сломанные телеги, рассохшиеся сохи, развалившиеся скамейки – того, что можно сжечь, потому что уже не починить. Вокруг этой горящей горы вставали в круг, но оставляли между плечами пустое место. Это нужно было, чтобы души умерших тоже могли присоединиться и замкнуть кольцо.
Внутри избы
В русских избах до XIX-XX веков не было шкафов. Вещи хранили в сундуках. Какой бы тяжелый он ни был, во время пожара можно схватиться за ручки по бокам и вынести из дома. Однако к началу XX века начинают появляться буфеты, шкафчики и шкафы. Люди приближают свой интерьер к городскому типу, потому что сельский становится непрестижным.
«Наступила темнота, не ходи за ворота»
Украшений было мало: одно полотенце на стене, второе – на окне (их вешали только по праздникам) и образник, который всегда висит на иконе. Икона выполняла функции оберега, талисмана и амулета: защищала всех жителей дома от несчастий и притягивала хорошее. Её действие ослабевало, когда человек выходил за порог. У нас до сих пор это в подсознании: мы через него не здороваемся, руки друг другу не тянем, вещи не передаём. Только сейчас это как правило этикета, обычная вежливость. А раньше считали, что порог – опасная граница между освоенным человеком пространством и враждебным, чуждым влиянием улицы.
Любишь кушать – люби и за столом помолчать
Главное место в доме – красный угол – не только икона, но и стол. Стол считался престолом господним, алтарём, ладонью Бога, которая подаёт хозяину пищу. За него садились в определённом порядке, обязательно молча. Если ты во время трапезничества рот открыл, то чёрт, который за спиной стоит, с ложки твоей ест.
Почему сидеть на лавке пафоснее, чем на скамейке
У скамейки четыре ножки, то есть она может существовать автономно. У лавки же их всего две. Проёмы под лавку вырубались в процессе постройки дома. Лавка считалась неотъемлемой частью жилища, а посадить человека на неё значило выразить почёт.
Квашню без настроения только палка исправит
Хлеб считался не только главной пищей, но и одушевлённым существом. Чтобы тесто взошло хорошо, нужно, чтобы у квашни (сосуда по изготовлению теста) было настроение. Если его не было, дрожжи не всходили, и тесто было плохое. Если квашня подводила раз за разом, её надо было наказать. Сосуд выставляли за порог донышком кверху и били палкой, чтобы в следующий раз тесто получилось.
О добродетельной Бабе Яге и детках в печках
Часто в сказках встречается сюжет, когда ребёночка так и норовят в печку засунуть на хлебной лопате. Это пережиток способа лечения детских болезней. Когда дитя рождалось слабеньким, считалось, что оно в утробе матери как в печке не допёклось и надо ему помочь. Детей не просто грели в печке, но ещё и обмазывали тестом, чтобы кожу не засушить. Так что Баба Яга на самом деле – знахарка.
Записала Татьяна Кропотова
8 апреля 2019