У меня мама узбечка, папа таджик. А я просто человек и гражданин России...
Узбекская диаспора в Томске самая многочисленная (примерно 30 тысяч человек) и в ней «буквально не закрываются двери». Основная проблема, с которой обращаются в диаспору — вопросы легализации на территории РФ.
В рамках школы межэтнической журналистики прошла встреча с представителем узбекской диаспоры Атабеком Абдуллаевым. Мы поговорили о трудовой миграции, о сложностях, возникающих в процессе получения гражданства РФ, о сложностях адаптации при миграции. И расспросили об интересных обычаях Центральной Азии.
— Мы, узбекская диаспора, но помогаем не только узбекам. К нам обращаются таджики, киргизы, казахи, русские, азербайджанцы, украинцы из Центральной Азии и из других стран бывшего СССР. Например, сегодня был татарин из Казахстана, который не может здесь легализоваться. У него срок пребывания уже истек, но мы нашли способ помочь.
Мы всегда всем помогаем – даем консультацию, говорим куда, к кому и с чем обращаться. Проблемы у людей разные, новые законы принимаются ежедневно, за Государственной Думой мы просто не поспеваем. Что-то усложняется, а что-то наоборот упрощается, хорошо это или плохо – я не знаю.
— С какими проблемами к вам наиболее часто обращаются?
— Сейчас перестали регистрировать детей по месту пребывания. Как только у них истекает положенный срок пребывания (90 суток), родителям говорят: «Детей везите обратно, а сами возвращайтесь». Без регистрации школа отказывается брать их на учебу. С одной стороны нам говорят: «Пусть дети изучают русский язык и культуру», а с другой стороны процедуру очень усложнили.
У меня есть друг. Он мастер спорта и недавно уехал в Москву. Оба его родителя – граждане России, а сам он, рожденный в Узбекистане, до сих пор не может получить даже РВП (разрешение на временное пребывание). Говорят, что не положено, так как оба родителя дееспособны. Либо отец, либо мать должны стать пенсионерами или же недееспособными – только тогда он сможет получить гражданство. Его могут запросто депортировать. В таких случаях мы стараемся напрямую обращаться к властям, к миграционной службе, чтобы решать проблемы персонально. Часто нам идут на встречу – инспектора ведь тоже люди. Миграционная служба при УВД помогает решать вопросы, но в большинстве случаев граждане сами не знают действующего миграционного законодательства.
У нас же в 2016 году после реорганизации Федеральной миграционной службы вопросами миграции занимается полиция. Устав этой структуры провозглашает помощь тем, кто приезжает в РФ, в адаптации и, если нужно, получении гражданства. Но часто происходит обратное. И на это есть несколько причин. Одна из них, террористическая угроза. Из этого вытекает и уменьшение числа квот на РВП по всей России.
К сожалению, в России к каждой постсоветской республике свое отношение. Больше всего привилегий имеют граждане Беларуси. Они без регистрации имеют право находиться на территории РФ 90 суток. Минуя РВП, могут сразу получать вид на жительство. Сейчас такое, вроде бы, стало возможным и для граждан Украины из Донетской и Луганской областей в связи с вооруженным конфликтом.
В Томской области была квота 1000 человек, сейчас сделали 800, из них 500 квот дали ВУЗам. Талоны на квоты выдаются один раз в год. Ежегодно 9 января в миграционном центре огромная очередь. Люди занимают ее с 1 января, дежурят по ночам, не смотря на мороз. Потом ОМОН их разгоняет, потому что желающих больше, чем те 300 квот.
— Это же мало. Получается, практически невозможно легализоваться. Даже если брать русских, родившихся в республиках бывшего СССР, которые приехали. Чем вы им можете помочь, если квот нет?
— Мы – общественная организация, зарегистрированы в Минюсте в 2004 году. Наш устав позволяет защиту прав и интересов граждан. Если квот нет, мы помогаем, например, приобрести трудовой патент. Недавно ко мне обратился мужчина. Ему нужно было оформить трудовой патент для жены в крайний срок. Пришлось выходить на миграционную службу, просить их войти в положение. Ведь ситуации бывают разные: человек заболел, денег не нашел. Если за 30 дней не успевает оформить патент, ему снова придется пересекать границу, а это тоже деньги, которые есть далеко не у всех.
— А как так получилось, что закон о двойном гражданстве у России есть только с единственной бывшей союзной республикой — Таджикистаном?
— Это результат гражданской войны. Закон был принят в 1997 году, потому что многие беженцы мигрировали, в том числе и в Россию. Раньше такие договоры существовали с Кыргызстаном и Туркменистаном, но их отменили.
— Расскажите подробнее о конфликте и его последствиях?
— Конфликт продолжался пять лет. Около 400 тысяч граждан погибли, в том числе дети, мирные жители. Тогда, как и во всем СССР, шел процесс распада: были путчи, люди с националистическими взглядами хотели независимости. Локальные стычки в горах были и раньше, но их «глушила» советская армия. А потом ее не стало.
Все началось, как это бывает, из-за слухов. Когда в Спитаке в Армении произошло землетрясение, прошел слух, что армянским беженцам выдавали бесплатно квартиры в Душанбе. Кстати, у Таджикистана и Армении до сих пор нет дипломатических отношений. Из-за давней истории. Когда в Коканде в 1916 года, произошла резня, в Среднюю Азию сбежал зять Энвера Паши, причастный к геноциду армян, но его не хотели выдавать. Так вот, в начале девяностых прошел слух, что армянам якобы выдают квартиры, население начало возмущаться. На главную площадь пришли националисты, демократы и начали выкрикивать лозунги типа «Долой коммунизм!». Это был 1992 год.
Не малую роль в причинах того конфликта сыграло влияние Ирана и Саудовской Аравии. Иран хотел создать страну–младшего брата, так как Иран и Таджикистан близки по языку и культурно (примерно как Россия и Беларусь). Был риск создания объединенного исламского государства в Центральной Азии. У молодежи было мало знаний в области ислама, и им тогда внедрили идеи салафизма, ваххабизма, которые чужды таджикам. Молодежь приняла их за чистую монету, и тут началось: папа коммунист, приверженец идей Ленина и Сталина, а сын стал исламистом. У них конфликт. Отец воевал с сыном, брат с братом. В конфликте участвовали и наемники, то же исламское движение Узбекистана во главе с Тахиром Юлдашевым, было еще множество других банд. Было действительно страшно. Я в то время жил в Таджикистане (у меня и узбекские и таджикские есть корни). Стреляли и днем, и ночью. Весть юг полыхал: и Бадахшан, и Вахш, и Курган-Тюбе и даже Душанбе. Самая худшая война – гражданская, потому что в ней нет победителей. Поэтому народ Таджикистана сейчас и терпит диктатуру Рахмона, потому что пережили страшную гражданскую войну и не хотят брать в руки оружие.
— Расскажите об обстановке в Центрально–азиатском регионе сегодня, о традициях? Таджикистан и Узбекистан похожи?
— Таджикистан и Узбекистан — разные. Начиная с языка. Даже в самом Таджикистане есть разные этносы. Например, Бадахшан. Там живут памирцы. Их язык очень отличается от таджикского, не смотря на то, что они тоже считаются таджиками. Они по вероисповеданию шиитского толка, исмаилиты. У нас в Томске есть студенты из Бадахшана и у них обряды очень отличаются от других таджиков. Вообще, обычаи, и диалекты севера и юга очень различаются. Я родом из северной части республики Таджикистан. У меня мама узбечка, а папа таджик, поэтому я знаю оба языка и отношу себя и к тем и к другим. Иногда я мучаюсь со своей идентичностью, и когда спрашивают, отвечаю, что я человек и гражданин России, мне этого достаточно.
Есть еще Зафарабадский район, там самые древние традиции. Его жители исповедуют зороастризм, и говорят на авестийском языке – старой версии таджикского. Когда на нем говорят, лично я всего пару слов понимаю. У них есть интересная свадебная традиция: когда жених приходит к дому невесты свататься, отец невесты должен сбрить ему бороду – это знак уважения.
Специфические отношения у таджиков с алкоголем. Раньше в регионе алкогольный напиток называли «шароп». Корень «об» на фарси означает – вода, а «шар» можно перевести как стеснение или запрет. До советской власти тоже пили, но своеобразно, не смотря на запрет. Были закрытые чайханы не для всех. И даже наказывали за пьянство, но правда не смертельно. Хоть есть даже анекдот на этот счет: Как-то раз Николай Второй прислал эмиру Олимхану бочку водки и написал, что трусливый выпьет – станет храбрецом, бедный выпьет – станет богатым. Эмир решил испытать и позвал самого бедного и самого трусливого. Начали с труса. Ему налили без закуски, и он сразу опьянел. Говорит: «Слушай эмир Олимхан, ваше высочество, говорят у тебя в гареме много гурий, может, позовешь? Устроим пир!» Эмир ответил: «Да как он посмел?! Палач, отруби ему голову!». Бедный, опьянев тоже говорит: «Эмирчик, знаешь ли ты что с твоим троном я тебя куплю?» И ему тоже палач отрубил голову.
После становления советской власти уже, конечно, открыли вино-водочные заводы, производили, экспортировали в другие части СССР. Многие хвалили таджикскую водку и вино, потому что в этих краях все делалось из натуральных ингредиентов. Представьте, сто гектаров земли и на них разного сорта виноград. Ощущение цветущего рая.
Насчет рая. Вспомнилась мне моя преподавательница Журавлева Галина Геннадьевна. Она русская, но родилась в Центральной Азии. Когда в 2001 или 2002 году открыли программу «Соотечественник», она поехала во Владимирскую область. Через год вернулась обратно, говорит: «Здесь моя родина. Я русская, но у меня ментальность восточная. Я тут жила, мы каждый вечер в беседку собирались, кто-то лепешки из дома выносит или пирожки. Соседи собираются по вечерам, общаются, совместно ужинают или что-то делают. А там поздороваешься – на тебя смотрят странно. Я, будучи русской — для них была понаехавшая».
Еще у нас был сосед дед Миша. Он бухарский еврей и уехал в Израиль. Тоже вернулся через год. Он объяснял: «Чайханы нет, чтобы с другими стариками в нарды и шахматы играть». Хоть он и еврей, но вернулся обратно.
В Таджикистане даже в домах квартиры не закрывают, соседи друг друга хорошо знают, свободно друг к другу заходят, чай пьют, что-то обсуждают. Там нет такого понятия как управляющая компания – они сами объявляют специальный день для уборки, скидываются на ремонт и нанимают мастера.
Действительно, особенно в зрелом возрасте мигранту трудно адаптироваться. И диаспора хоть немного в этом помогает. Кусочек родины на новом месте и в другой стране.
Ангелина Доркина.
8 апреля 2019