Записки из подполья. Наши дни
Иностранцу, решившемуся переехать – на сезон, на год, навсегда – в Россию, скорее всего придется столкнуться с меньшей по сравнению с гражданами России зарплатой и большими расходами, проблемами с документами и регистрацией, жадными посредниками и, чего скрывать, прохладно настроенными россиянами. Тем не менее, люди готовы идти на все эти сложности. Но есть еще и моральная составляющая вопроса: проблема одинокого человека, пытающегося справиться с неприятностями в чужом городе.
Информационный вакуум
Сегодня мигрант находится в информационном вакууме, ничего не зная о способах легализации. Открыв сайт МВД, растерявшись в непонятных терминах, бросает попытки разобраться самостоятельно и обращается к юристу, адвокату, посреднику, которые часто бывают некомпетентны, нечестны, безответственны.
Нарвавшись на такого "специалиста" – в данном контексте не могу не заключить этот термин в кавычки! – мигрант либо тратит деньги на ненужные услуги, либо попадает в еще более тяжелое положение: получает запрет на въезд, потому что специалист забыл рассказать ему о важном "правиле 90/180"...
Выходит, что главная проблема иностранцев – слабое знание миграционного законодательства. Сегодня далеко не каждый мигрант знает, какие документы ему нужно оформить для легальной работы в России, как получить разрешение на временное проживание или что такое квота. В этом нет вины мигрантов, а есть глобальная проблема донесения информации до людей.
Я приехал в Россию несколько лет назад, поступил в престижный московский вуз и закончил его с отличием. Во время обучения все вопросы по моей легализации брал на себя международный отдел вуза, и мне не приходилось о них задумываться. Расслабился и после окончания обучения, когда начал думать, как остаться жить в России, почувствовал себя заблудившимся юнцом, а не хорошо знающим русский язык опытным квалифицированным инженером. Существует проблема с поиском нужной "миграционной" информации, которая путано, непонятно, фрагментированно и разрозненно лежит на разных, пусть и официальных, интернет-ресурсах.
Сергей, Днепропетровск
К счастью, нынешнее поколение мигрантов активно пользуются веб-пространством, зачастую предпочитая поиск информации в интернете "сарафанному радио" или советам земляков.
Но, по большей части, в эту группу входит молодежь, а люди постарше по-прежнему дезориентированы в "миграционном мире": боятся даже обращение в миграционную службу написать, а не то, чтобы на консультацию сходить.
А на вас в ФМС скрежетали зубами?
Герой "Записок из подполья" Достоевского рассказывает про свою работу: "Я был злой чиновник. Я был груб и находил в этом удовольствие. Когда к столу, у которого я сидел, подходили, бывало, просители за справками, — я зубами на них скрежетал и чувствовал неумолимое наслаждение, когда удавалось кого-нибудь огорчить."
Более ста лет прошло, а некоторые чиновники ведут себя абсолютно идентично. А то и хуже.
...На меня не скрежетали, но обдавали ледяной волной безразличия. Я сидела и тихонько плакала под дверьми отделения без малейшего понятия, куда бежать, что делать, как вообще быть и жить? Я впервые тогда почувствовала, что я России не нужна, Россия меня отталкивает...
Ирина, Самарканд
Получается, что качество консультации, даже если мигрант нашел в себе силы добраться до отделения УВМ в свой единственный выходной, после очередной изнурительной 12-часовой смены – еще одна больная тема. Редко встретишь там сотрудника, у которого есть время и/или желание сначала выслушать иностранца, а затем рассказать ему о подходящих способах легализации.
К счастью, такие специалисты существуют, но вот большинство загружено бумажной работой, отчетами, обязанностью посылать запросы, проверять, оформлять, подшивать и прочей бюрократией (не пора ли всё перевести в электронный вид?). И всё это – не за самую высокую зарплату. Где искать энтузиазм и гуманность?
Езжайте за Урал!
Есть неравнодушные, которые рисуют схемы, делают подшивки формата "вопрос-ответ", но их еще найти надо. Чаще дело обстоит так, как случилось у моей знакомой, сейчас уже гражданки Российской Федерации, которая позже начала самостоятельно заниматься просвещением мигрантов, собственно, как и я.
..Беседа на заре моего присутствия в РФ строилась таким образом:
- Оба супруга иностранные граждане?
- Да.
- Тогда езжайте за Урал.
Конец.
Нет, я, конечно, понимаю, что Сибирь так ужасна, Сибирь далека, но люди живут и в Сибири*, но...Мне тогда представлялось, что будет проведен опрос, так сказать, сбор анамнеза, на основании которого и будут озвучен "диагноз". Или хотя бы перечисление возможностей, а я бы их уже потом на себя "примерила". Но принцип экономии речевых усилий инспектором был освоен в совершенстве.
Наталья, Донецк
Почему Наталью послали за Урал? Потому, что есть программы переселения, направленные на освоение и развитие земель Сибири, Дальнего Востока, того же Урала, южных регионов. От них вроде как всем хорошо: целина поднимается, регион развивается, иностранец получает желанный паспорт с двуглавым орлом в относительно упрощенном порядке. Но подход некорректный, подход общий, нельзя всех массово туда отправлять, как роботов, не разобравшись, у кого какие карты в рукавах.
Мы, мигранты - не роботы. Мы - люди. И мы хотим человеческого отношения. Нам обидно и грустно, когда на нас хлопают дверью и рычат "читайте в интернете". Мы хотим легализоваться, мы просим помощи. Пожалуйста, объясните, что делать!
Лина Озерова, студентка Школы межэтнической журналистики в Москве, автор блога "Вестник мигранта"*.
* "Вестник Мигранта" – частная инициатива по просвещению иностранцев.
4 апреля 2019