"Страна языков" в гостях у Школы межэтнической журналистики

"Страна языков" в гостях у Школы межэтнической журналистики

Основатели проекта «Страна языков» Василий Алексеев и Федор Харитонов встретились со студентами Школы межэтнической журналистики.

«Раньше, когда нас спрашивали, зачем мы этим занимаемся, мы придумывали отмазки, мол, это важно и все такое. Сейчас же мы просто говорим, что нам это в кайф", – искренне улыбаются нам гости и тут же просят обращаться к ним на «ты» и называть Васей и Федей.

Научная работа, журналистика, экспедиции, изучение языков народов России и, конечно, интересные знакомства, – все это малая часть обычных дней мужчин, сделавших языковой активизм частью своей жизни.

Так получилось, что Вася Алексеев и Федя Харитонов не равнодушны к языковому и культурному разнообразию России и мира. И этим неравнодушием они делятся с нами, учениками школы межэтнической журналистики.

Эксперты обсудили с нами "журналистские ошибки", которые можно допустить при работе с такой темой, как язык малочисленного народа.

Во-первых, за несколько часов невозможно сделать хороший журналистский материал. И даже за два дня у Вас ничего не получится. Изучение языка требует начальной подготовки. Как минимум, нужно выучить пару-тройку слов, чтобы носители языка видели: вам действительно интересна эта тема. А лучше постараться выбраться в экспедицию на несколько дней, или даже недель. Местные жители привыкнут к вам только на третий-четвертый день пребывания у них "в гостях"! Больше разговаривайте с "простыми" людьми – торговцами, рыбаками, прохожими, а не делайте упор на деятелей культуры. В первую очередь нам интересна настоящая жизнь народа, а не сценическое искусство.

Во-вторых, будьте открытыми с людьми. Например, после того, как провели интервью, поделитесь зачем вам именно это нужно, какой материал готовится, какая проблема будет освещаться. Заранее, правда, спикеры не советуют об этом говорить – опрашиваемый может ответить не до конца честно.

В-третьих, избегайте таких словосочетаний-паразитов, как: "древний язык", "сложный язык" и "умирающий язык". В первом случае лучше указать примерное время возникновения и распространения, во втором уточнить, в чём именно сложность, а в третьем – назвать количество активных и пассивных носителей языка.

Ну и, наконец, заранее перед публикацией высылайте статью людям, упомянутым в ней. Так можно согласовать проблемные моменты, исправить недочёты, а также заявить о своей позиции, если она, например, негативная. Это будет проявлением журналистской этики.

Лекция Феди и Васи шла более двух часов – так много было разнообразной, полезной и интересной информации. Наверно поэтому ученики школы не только не устали, но и наоборот, после лекции задавали свои вопросы.

Лично я спросила у мужчин, в чем секрет написания удачной статьи о малочисленном народе, ведь большинство материалов на эту тему пишутся через призму "диковинности", а иногда и "диковатости".

Оказывается, все очень просто. Вот три кита, на наличие которых основываются удачные материалы:

-важная проблема;

-уникальная история;

-в центре повествования интересная личность, через которую освещается эта важная проблема и его уникальная история.

Лекция Васи и Феди оставила после себя приятное послевкусие. Теперь раз-раз, да промелькнет в голове мысль: "а не уехать ли к чукчам или ненцам?.." Все-таки интересная эта жизнь – жизнь языкового активиста!

Юлия Солцева

5 апреля 2019