«Новые кирейцы» провели десятый Наурыз
В Кулундинском районе в селе Кирей прошел фестиваль национальных культур «Наурыз - венок дружбы».
Празднование Наурыза провели на площади у районного Дома культуры, там установили юрты. На летней сценической площадке состоялась концертная программа «Терлет, Наурыз – жыл басы» с выступлениями представителей народов, живущих на территории Алтайского края. На центральной улице Кулунды работали выставки изделий мастеров декоративно-прикладного искусства, выставка и дегустация национальных блюд. Провели традиционные межрайонные конные скачки «Байга» . На выставке-ярмарке гости праздника смогли попробовать блюда национальной кухни «Наурыз кут береке бастауы», а также научиться готовить баурсаки и бешбармак. Возле столов с угощеньями было многолюдно. Баурсаки – такие небольшие пончики, без которых немыслим казахский праздничный стол. В Казахстане многие хозяйки их пекут вместо хлеба. Баурсак — это, собственно, и есть казахский хлеб. Значение слова в переводе на русский звучит как «стремление к родству» или «стремление к объединению». Это традиционное блюдо, без которого не обходится ни один национальный праздник. Сапарбек Маусумбаев играл на домбре.
Кулундинский район не случайно стал местом и конференции, и фестиваля. Здесь в селе Кирей, где компактно проживают казахи, более четверти века назад возродили старинный праздник Ноурыз. По преданиям этому празднику более 6 тысяч лет.
В Кирее инициатором восстановления в правах запрещенного при советской власти Ноурыза стала заслуженный учитель РФ директор местной школы Нургайша Баринова. Она решила вместо музея Ленина создать музей села, школы. И возродить старинный праздник. По крупицам собирали сельчане воспоминания о том, как он праздновался.
Сегодняшний Ноурыз в Кирее принимал гостей из Республики Казахстан, Киргизии, Монголии, а также из Москвы, Красноярска, Феодосии (Крым). Вместе с ними сюда приехали представители автономных центров казахской культуры Алтайского края, Омской и Тюменской областей.
Им в первую очередь показали школу, а в школе – музей. В нем нашлось место для каждого жителя села и не только. Сюда несут множество экспонатов, которые связывают село с другими селами, городами, странами. Все экспозиции оформлены руками учителей и учащихся.
- Этнопедагогика – это ключ ко многим нашим проблемам, - такую высокую оценку дал профессор Красноярского педуниверситета Юрий Москвич. – Мне понравились тексты, которые читали ваши дети. Они педагогически верны и стратегически точны. Понравились дети. В них есть то, что делает человека успешным в жизни. По последним исследованиям таковыми становятся те, кто гордится своей семьей, местом жительства, родиной. Еще они настроены на работу. А в селе трудолюбие всегда ценилось очень высоко. И к тому же они коммуникабельны, заряжают нас новой энергией, готовы к трудностям и новым достижениям.
И действительно, этому селу повезло с руководителем хозяйства, в котором трудятся старшие поколения кирейцев. Но всего несколько лет назад оно было банкротом, пока не пришел на должность гендиректора ОАО «Мерабилитское» Виктор Фишер, который заявил, что хозяйство поднимать будут сообща. И никого со стороны работать в нем приглашать не будут. Сегодня здесь есть стабильная работа, зарплата. И даже строятся новые дома.
Вот откуда эта уверенность в завтрашнем дне. Она позволяет жителям Кирея учить детей в райцентре в Детской школе искусств, в вузах края и Республики Казахстан. Вот откуда у них такой профессионализм, такой оптимизм!
И поэтому гостей хозяева пригласили в Кулундинскую детскую школу искусств, где им дали еще один концерт силами учащихся и преподавателей. Там же они увидели, как реконструировали учащиеся фольклорного отделения, которым руководит Ирина Линдт, русские свадебные обряды, записанные в одном из районов края. Познакомили гостей и с творчеством кулундинских самобытных художников Валентины Кудинкиной и Ольги Финенко.
На домбре сыграл Сапарбек Масумбаев, директор Байгамутской национальной казахской школы Благовещенского района. Это еще один неутомимый энтузиаст и проводник казахских традиций и культуры.
Он разработал программу «Сохранение традиций, обычаев казахского народа в учебно-воспитательном процессе». В школе работают кружки казахского языка, истории, культуры и традиций, музыки, танцев казахского народа.
Сапарбек Шайхимович играет на домбре, пишет стихи и музыку. На II Всемирном съезде казахов ему присвоено звание акына (поэта). Семейный и школьный ансамбли, которыми руководит Маусумбаев Сапарбек Шайхимович, с концертными программами выезжают за пределы района, участвуя в фестивалях национальных культур.
В селе Байгамут Сапарбек Шайхимович создал школьный краеведческий музей. В нем хранятся письма с фронта, фотографии, предметы хозяйственной утвари, рассказывающие об истории села, школы.
Сапарбек Шайхимович ведет большую просветительскую деятельность среди населения, сохраняя тем самым вековые национальные традиции казахского народа, является председателем Алтайской казахской диаспоры. С большим размахом в селе проводятся все праздники, представления, театрализованные шествия, способствующие сближению и взаимопониманию людей разных наций и народностей.
В семье Сапарбека Шайхимовича 5 детей, четверо из них избрали профессию педагога.
Проректор Красноярского государственного педагогического университета Юрий Москвич напутствовал молодежь: «Будьте внимательны к тем переменам, которые грядут и цените возможность общаться с людьми другой культуры. Вместе с ними вы будете строить новые жизненные пространства. А Сибирь становится мостом между Европой и Азией. Экономическое развитие возможно только на взаимном доверии. Нет его – нет экономики, нет инновационных продуктов. Недаром президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал обязательным изучение трех языков. Если мы не сделаем то же самое, то не сможем реализовать свои инновационные проекты и продукты, осваивать новые профессии. А вашему поколению придется 2-3 раза менять профессию, чтобы приспособиться к меняющемуся миру. Мы сейчас находимся на водоразделе, где меняются все представления о семье, образовании, профессии. Что поможет вам? Труд, труд и труд. И невероятно огромное культурное пространство. И не только своего народа, но и многих других народов».
Полина Жданова,
школа межэтнической журналистики, Барнаул.