Баргуджин-Токум, земля с богатой историей. Что воспитывают в детях на земле Чингисхана?
Надо ли нам знать историю своей семьи, своего рода? Плыть дальше, следуя современным тенденциям, или остаться, чтобы сохранить традиции? Подробнее об этом и об истории семьи из бурятской глубинки у Виктории Доржиевой.
Николай Дамдинов, известный бурятский поэт, писал: «Мой отчий край – долина Баргузина…». Хоть я и родилась в Улан-Удэ, но своим отчим краем я считаю Баргузин. Это место не раз меняло свое имя. В древних летописях оно записано как Баргуджин Токум, затем оно стало Баргуджин, и только потом русифицировалось в Баргузин. Казаки Ивана Галкина основали здесь в 1648 году Баргузинский острог. Сначала, он был сортировочным пунктом для разного рода ссыльных, декабристов. К нам попали братья Михаил и Вильгельм Кюхельбекеры, Вильгельм, близкий друг Александра Пушкина, переписывался с ним в эти годы.
Загадки из детства
Когда я была в 5 классе я задумалась: «Почему люди называют свой участок ограда? Ведь, как я выяснила позже, повсеместно это называется двором. Оказывается, Вильгельм Кюхельбекер тоже думал об этом и даже написал своему другу, ещё он удивился тому, какое здесь чистое голубое небо, не как в Петербурге. К счастью, эти письма сохранились в нашем школьном музее.
Детские фантазии
Наше селение с одной стороны окружают горы, а с другой - бурная и широкая река Баргузин. Оно похоже на длинного лежащего дракона, разместившегося у подножия гор.
Я часто ездила к бабушке в другое село – Баянгол, что в переводе означает Богатая долина, и проезжала место под названием Сувинская Саксония. Это огромные глыбы камня, похожие на крепость, которую недавно разрушили. Раньше я представляла как огромные великаны строили здесь свои жилища. Оказалось, что там и вправду раньше жили люди, это место было выгодно для обороны, так как сверху можно увидеть почти всю Баргузинскую долину и приближающихся путников.
Мою семью можно назвать консервативной и конформистской. У нас до сих сохраняется традиция почитания старших, верят в силу шаманов, по старым рецептам готовят молочную пищу. Родители беспокоились о том, чтобы мы хорошо разбирались в своей родословной. Благодаря бабушке я знаю, что по её линии мы относимся к роду ХОнхо – племени эхирИт, а по дедушкиной СэгэнУд племени Сэгэнут. По нашим традициям, когда девушка выходит замуж, она перестает принадлежать своему роду и закрепляется за родом мужа, и дети её тоже относятся к нему. Я по линии отца отношусь к роду ШонО, что значит Волк. С древних времен до 20 века браки у нас организовывались родителями или свахами. Так, например, моя бабушка вышла замуж за деда и родила восьмерых детей, так как в ту пору у всех было большое хозяйство, иметь большую семью было лучше, нежели маленькую.
Из своего детства я отчетливо помню летние каникулы у своей бабушки, у дяди с тетей, которые мне, как вторые родители. Когда меня оставили у них на лето, пока мама лечилась от астмы, соседи подумали из-за моих коротких волос, что мои дядя с тетей родили наконец мальчика и пришли поздравлять. Это было, конечно, смешное зрелище. Ещё мы вместе собирали черемуху, катались на лошадях, купались в близлежащей речушке, а теленок, пока нас не было, сжевал мои желтые носки. Зимой мы катались на санках, запряженных лошадьми так, что снег вокруг так слепил глаза, что невозможно было их открыть.
На фото слева направо: Амалия-моя двоюродная сестра, дядя Володя, тетя Эльвира, Дарима- их старшая дочь, я.ННа распутье
Когда я вспоминаю, не верится, что ещё лет 10-15 назад в Бурятии пользовались лошадьми и специальными повозками.
На фото: я на коне, пять лет.
За эти 10-15 очень многое изменилось, теперь у всех свои машины, телефоны, телевизоры. Уже сейчас большая часть молодежи, преимущественно проживающая в городе, не знает родного языка. Ещё 10-15 лет и, мне кажется, мы не сможем вернуться к истоку. И в последнее время я думаю, надо ли? Надо ли пытаться остановить то, что уже запущено? Время течет, всё меняется, приходит новое, и уходит старое. То, что большинство народов утрачивают свою национальную идентичность ни для кого не секрет. С одной стороны, это плюс, так как границы размываются и не возникают межнациональные конфликты. С другой - минус, так как люди, не зная своего прошлого, как будто теряют почву из-под ног.
Бабушкины наставления
Бабушка Дарья своих внуков, в том числе и меня, учила, что главное - это быть справедливым, одинаково относится и к младшим и старшим, вне зависимости от чинов и званий, что нельзя делить людей на плохих и хороших, основываясь на их национальности. «Нет плохих наций, народов, есть плохие люди», - так говорила она.
На фото: Амалия, бабушка и я.
А мой дядя, наоборот, считает, что смешивание кровей вредно для общности и всегда говорит при случае, чтобы девушки в семье выходили замуж только за молодых людей из бурят. Такое его отношение к другим нациям, только укрепило мою веру в то, что не надо делить людей на отдельные нации, потому что все мы в первую очередь люди и не должны воевать против друг друга, поддаваясь внушению псевдолюбви к себе и своей нации.
Виктория Доржиева.
4 апреля 2019