Насколько ваше кино татарское?

Насколько ваше кино татарское?

Настоящие кастыбы, сказочная рыба Байгал и духовный поиск с восточным колоритом – всё это в четырёх фильмах. В петербургском Доме Журналиста впервые прошли дни татарстанского кино.

«Может быть до сих пор и не было татарстанских фильмов, которые можно было бы показать искушённому зрителю Москвы и Санкт-Петербурга. Но сейчас есть киноленты, которые конкурируют со многими российскими картинами. С фильмами „Мулла“ и „Байгал“ мы побывали во многих регионах России и за рубежом. Эти фильмы нам уже не стыдно показывать» – уверена Миляуша Айтуганова, директор ГБУК РТ «ТатарКино».

До открытия фестиваля зал постепенно заполняют гости, самые разные. Но больше всего запоминаются татарские бабушки и дедушки. Кажется, можно посидеть рядом пять минут и даже не понимая татарского, узнать всё-всё про их друзей и родственников. Режиссёр и актёр помогает носить микрофоны; организатор, с расторопностью хозяюшки, таскает с места на место горшок с гвоздиками.

Публика живая, открытая. Во время показов смеются в голос, вздыхают, ахают: «Что за женщина! Всю жизни мужику испортила!», «Ммм, якши, якши мулла!», «Ай, какая красавица!».

Открывают фестиваль на русском, рассказывают о творческом процессе на двух языках. «Татарский как-то не подходит для деловых разговоров» – говорит один из героев фильма «Мулла». После показа режиссёр спрашивает: «Удобнее на каком языке общаться, на русском или на татарском?»

– Татарча!

И с этого момента понятными остаются только бесчисленное рахмэт (спасибо) и Марат Башаров.

– Честно говоря, я считаю, что наши актёры сработали лучше, чем Марат Башаров.

– Даа!

Сцена с обнажёнными девушками в бане вызвала большое волнение. Зачем они в мусульманском кино? Кто-то из зала, стоя, с гордостью: «Чтобы показать красоту наших татарочек!». По словам режиссёра, весь фильм про духовное очищение. И баня тут очень кстати. Сами картины неожиданно оказалась не про проблемы региона и не про ислам.

«Фильм не о религии. Главный герой потерял веру во всё на свете. И фильм о том, как он, вместе с людьми в деревне, её обретает. И религию в том числе потом обретает. Но это потом. Мне кажется, что этот фильм для всех. Больше для молодёжи, для будущих поколений», – объясняет режиссёр и исполнитель главной роли фильма «Мулла», Рамиль Фазлиев.

В программе четыре фильма: «Мулла», «Наш проповедник», «Осанна» и «Байгал».

«В республике сейчас кинобум. У нас каждый год снимается минимум десять фильмов, это для региона много. Татарстанские фильмы стали нужны людям. Для чего собственно снимается кино? Для того, чтобы показывать его зрителям. Вот это у нас сейчас получается. Фильмы пользуются популярностью везде, где живут татары. А они живут практически везде», – уверена Миляуша Айтуганова.

После просмотра у гостей есть возможность задать вопросы режиссёрам, актёрам и продюсеру. Но вопросов нет. Зато зрители много хвалят, благодарят и делятся впечатлениями. Актёры говорят о неоднозначности толкования и философских смыслах. Но зрители всё поняли и решили рассказать об этом режиссёру. В зале возникает дискуссия между гостями, они спорят, и каждый на свой манер пересказывает, что только что увидел. Прямо-таки декларируют свои трактовки. Кажется, эта публика скучала по общению и по доброму кино.

И вот наконец-то один вопрос из зала: «Это кино мусульманское или светское? Насколько оно татарское?»

– Национальный кинематограф – понятие весьма условное. Это способ рассказать историю через отдельную ментальность с её особенностями. Здесь легко узнать именно татарский дом, именно татарскую деревню. А история могла произойти где угодно, – уверяет Миляуша Айтуганова

– А вот моменты, когда пьют – это что, татарское?! Как изменяют – это что, татарское?!

– А что, татары не пьют?

– ...

В холле ещё долго не отпускают актёров – благодарят, фотографируются. Просят приезжать почаще, не забывать «питерских татар». Спрашивают, где найти саундтреки и можно ли посмотреть фильмы в интернете. Творческая группа не жадничает, но пока всё равно нельзя. Вот как только закончатся фестивали, все картины можно будет увидеть и на местном телевидении и на сайте «ТатарКино».

Алёна Гречнёва, фото автора

29 марта 2019