Чеченский центр «Вайнах» в гостях у студентов Самарской школы межэтнической журналистики

Чеченский центр «Вайнах» в гостях у студентов Самарской школы межэтнической журналистики

Ни для кого не секрет, что Россия – многонациональная страна. На ее территории проживает свыше 193 народов. Они говорят на разных языках, исповедуют разные религии и имеют свои, неповторимые культуру и обычаи. Люди разных поколений – талантливые, целеустремленные и миролюбивые.  Мы все общаемся друг с другом в школе, университете и повседневной жизни. И каждая новая встреча – это отличная возможность открыть для себя что-то новое, познать окружающий мир через призму национального богатства.

В Самарской области проживает больше двух тысяч представителей чеченского народа. У каждого из них – своя судьба, но многие переехали в российские города, в том числе и Самару, с началом известных политических событий. Переживая нелегкие времена – период Первой и Второй чеченских войн - люди старались поддерживать друг друга. И главное, несмотря на все то, что пришлось пережить, они продолжали беречь свои традиции.

В 2003 году инициативная группа выступила с идеей создания в Самаре чеченского культурного центра. В том же году появилась Самарская региональная чеченская национально-культурная общественная организация «Вайнах» («Наш народ»), председателем которой стал Марат Супьянович Белигов.

Двери центра «Вайнах» всегда открыты для тех, кто неравнодушен к национальной чеченской культуре, кто стремится сохранить родной язык, традиции и обычаи. Представители организации активно участвуют в общественной жизни города. Количество проведенных концертов, презентаций, семинаров и творческих проектов за эти годы исчисляется уже несколькими десятками. У культурного центра установлены крепкие связи с подобными объединениями в других регионах, в том числе и с Чеченской республикой.   

 Об отношении россиян к чеченцам, о богатой культуре своего народа и о том, как правильно ухаживать за девушкой по чеченским традициям – студентам школы межэтнической журналистики рассказал Марат Супьянович Белигов.

 

Марат Белигов родился в 1967 году в Чечено-Ингушской АССР, в городе Шали. Окончил ПТУ города Аргун в 1984, занимался художественной сваркой. После этого обучался в Куйбышевском индустриально-педагогическом колледже. С 1985 по 1987 служил в рядах Советской армии. В 1993 окончил очное отделение Куйбышевского планового института и одновременно заочное отделение Грозненского государственного нефтяного института имени академика М.Д. Миллионщикова. В Самаре живет с 1984 года. С 2003 года является председателем Самарской региональной чеченской национально-культурной общественной организации «Вайнах» («Наш народ»).

 

Марат Супьянович, к представителям чеченского народа зачастую бытует негативное отношение. Как думаете, с чем это связано?

-   Все началось с Чеченского конфликта. Большие политические разборки затронули и обычных, далеких от этих разбирательств людей. СМИ стали раздувать из мелочей скандалы, большие проблемы, настраивая общественность. А народу что интересно? Драки, убийства, разбой. Информация, распространяемая СМИ зачастую преувеличена.

Банальный пример. Раньше на улице Ленинградской (центр города Самара – прим. автора) собиралась молодежь, площадок не было, и заняться тоже нечем было. А молодые люди полны энергии, силы, желания показать себя, заявить о своей особенности всем окружающим. Чеченские парни собирались компаниями, так же, как и другие ребята, разговаривали, слушали музыку, и танцевали. Последнее и стало причиной нападок со стороны журналистов. Они увидели в этом что-то запретное, противозаконное. Но скажите мне, где написано, что человеку нельзя танцевать?!

Это, смотря как танцевать. Как думаете, что-то с тех пор в общественном мнении изменилось?

- Шумиха понемногу улеглась, но, как мне кажется, потому что журналистам просто надоело освещать эту «проблему». Они отвлеклись на более волнующие вопросы. И правильно. Чего зря тревожить молодежь, ссорить всех между собой? Сегодня в России и властные структуры, и общественность уделяют много внимания вопросам патриотического воспитания. Наш центр тоже старается сделать все возможное, чтобы изменить негативное общественное настроение и воспитать нашу молодежь достойными россиянами.

Появление общественной организации «Вайнах» улучшило ситуацию в отношениях с окружающими?

- Я думаю, да. Мы же стараемся просвещать, рассказывать о своем народе. Но главное - изменилась политика государства по отношению к чеченцам, а уж вслед за этим и настроения в обществе. Ведь позиция власти играет очень важную роль. Мы же, в свою очередь, делали и делаем, что можем. Активно сотрудничаем с Правительством Самарской области, областной прокуратурой, уполномоченным по правам человекам. Рады тому, что в Доме дружбы народов нам предоставляют многое из того, без чего наша работа была бы невозможна.

Как  Вы привлекаете молодежь в центр «Вайнах»?

- Изначально мы вписывали в наш коллектив любого чеченца. Теперь правила немного изменились: нужно подать заявление на прием и пройти испытательный срок. Сегодня я уже практически не занимаюсь делами центра. Отдал бразды правления в руки молодежи. Так они учатся быть ответственными. Ответственность возрастает в разы, когда приходится отвечать не только за себя, но и за своих сотоварищей. Это тяжелая ноша, поскольку, глядя на тебя, судят о целом народе.

Вы передали управление в руки молодых, нет ли у вас опасений, что они станут жертвами «радикальных исламистов»? Ведь количество добровольцев, едущих в Сирию и готовых сражаться за «Исламское государство» растет с неимоверной скоростью. К слову, как вы относитесь к этой проблеме, и приходилось ли лично сталкиваться с проповедниками такой идеологии?  

- Конечно, небольшие опасения за нашу молодежь есть. Ведь в «ИГИЛ» работают очень хорошие психологи, им ничего не стоит «задурить» голову детям. Я хорошо понимаю, что может случиться с человеком, которого тщательно «обработали» и переманили на свою сторону. Я и сам однажды убедился в силе их мощной вербовки, когда мне прислали на почту сообщения и в какой-то момент, прочитав их, я понял, что почти поверил. Да, информация, которую распространяют экстремисты, заманчива в каком-то смысле. Но это только для тех, кто не знает основ традиционного ислама. К сожалению, большинство принимает все за чистую монету и попадается на крючок. После прочитанного, я организовал  круглый стол в «Вайнахе»  и рассказал ребятам, что представляет собой проблема, исходящая от сторонников «радикального ислама» и как обезопасить себя от этого.

Хорошо, давайте отвлечемся от «болезненных» вопросов и перейдем на более позитивные моменты. Расскажите о традициях чеченского народа. Наверняка одна из самых интересных – свадьба?

- Раньше, по традиции, возлюбленные назначали свидания у родника, поскольку в представлении чеченцев родник дан людям от создателя. Источник символизировал чистую воду, и, встречаясь на берегу, девушка и юноша стремились, чтобы их отношения были такими же чистыми и светлыми, как родниковая вода. Согласно чеченским традициям, влюбленным нельзя было оставаться на свидании с глазу на глаз. Они стояли друг от друга на определенном расстоянии в присутствии друга и подруги. Встречи всегда проходили днем, когда девушка, выполнив все домашние дела, получала разрешения у матери спуститься к воде. Девушки приходили на свидание позже юношей. Даже сегодня девушке непозволительно приходить на место встречи раньше парня.

Если их встречи проходят успешно, рано или поздно молодые люди начинают задумываться о свадьбе. Парень просит у девушки «залог» верности. Обычно это платок или кольцо, который означает, что девушка готова стать только его женой. Затем пара обговаривает дату никаха (мусульманское бракосочетание). Далее ответственность полностью возлагается на плечи жениха. Он обговаривает все важные вопросы с родными, в частности, с матерью или родной сестрой, потому что говорить на эту тему с отцом или другими старшими представителями семьи - мужчинами считается крайне неприличным.

Как только все вопросы обсудят в доме жениха, делегация его родственников отправляется в дом невесты. Они обсуждают дату проведения торжества, обмениваются любезностями. Если переговоры прошли успешно, невеста начинает собирать чемоданы, наряды на свадебные дни. Семья жениха занята другими делами – приготовлением невообразимого количества еды для праздничного застолья.

Наступает день свадьбы. Замечу, что родственники невесты в свадебном торжестве участия не принимают, кроме одной или двух женщин, которые приезжают вместе с ней. Самый главный организатор всего происходящего – мужчина со стороны отца жениха. Женщины украшают дом к свадьбе, накрывают столы.

За девушку дают выкуп или калым, сумма которого определяется муллой. Зачастую калым воспринимается, как некая плата за невесту. Некоторые думают, девушку купили, как товар в магазине. Но это не так. На самом деле, женщина в Исламе высоко почитается, и, отдавая калым, мужчина понимает, что эта девушка досталась ему не просто так. Он отдал за нее большую часть своих материальных средств, но взамен получил высшее, духовное сокровище. А это, конечно, гораздо важнее денег.

После окончания церемоний деньги передаются родственникам невесты, а затем и самой невесте, которая вправе распорядиться ими по своему желанию.

Одна из кавказских легенд гласит, что парень украл девушку, чтобы на ней жениться. Привел к себе домой, но девушка была очень расстроена и ни с кем не хотела говорить. И тогда родные юноши решили задобрить ее подарками. Сейчас этот обряд проходит немного иначе: друзья жениха пытаются разговорить невесту, шутят с ней. Потом просят ее принести кувшин с водой и спрашивают разрешения выпить. Конечно, девушка ответит «Пейте на здоровье» или что-нибудь в этом роде. И как только она скажет это, обряд считается завершенным.      

Очень познавательно! Удалось ли сохранить эти традиции до нашего времени?

- Обряд «развязывания языка» сохранился до наших дней. Интересный обряд выстраивания свадебного кортежа. В машине невесты на переднем сидении  - обычно брат жениха. Он должен забрать невесту из дома и доставить в новый дом. Когда машина приезжает в пункт назначения, навстречу невестке выходит мать жениха и угощает ее конфетой, половину которой откусывает сама. Это чтобы и у невестки, и у свекрови жизнь была сладкой.

В целом, конечно, современная жизнь вносит свои коррективы, но обычаи воспитания в семье, гостеприимства, миролюбия и уважения женщин у чеченцев по-прежнему существуют. Получается, что время испытывает нас на прочность моральных принципов, на верность своему духовному и культурному наследию.

 

Ольга Петрова, школа межэтнической журналистики г. Самара