Традиции как дань памяти предкам

Традиции как дань памяти предкам

Астраханская область известна своим национальным наследием. Каждый народ следует своим обычаям, их традиционные праздники складывались не одну сотню лет. У любого из нас найдется друг или знакомый другой веры и культуры, поэтому узнать больше о других традициях не составляет труда.

Я же решила ближе познакомиться культурой татарского народа. Посвятила меня в нее Абдуллина София Зальбухаровна. Ее семья до сих пор отдает дань памяти своим предкам, следуя большинству традиций.

Как выяснилось, у татар всего есть только два слова, означающие праздник: гает (звучит как ает) – религиозные праздники; и бэйрэм, или «весеннее торжество» – народные не религиозные праздники.

София делится, что к их традициям можно отнести приветствие. Здороваются они, пожимая обе руки. Если подавать только одну руку, так можно выразить свое неуважение. До сих пор сохранились традиции обращаться к родственникам не по именам, а абый (старший брат), энем (младший брат), апам (старшая сестра) и сенелем (младшая сестра).

Татары очень гостеприимны. Они не живут «закрыто» одной маленькой семьей. Очень часто гостят у них близкие и дальние родственники, даже те, кто живут в других городах.

Выкуп невесты также присутствует в национальном наследии. Когда София сама выходила замуж, будущий муж отдавал за нее «калым». Правда сама София Абдуллина делится, сейчас все стало намного демократичней и не с таким большим размахом, как было даже в недалеком двадцатом веке. Суммы за невесту небольшие. 

Сюда можно отнести и татарский «никах» – это аналог венчания, он предусматривает четыре условия, выполнив которые, влюблённые могут сочетаться священными узами брака. Во-первых, на церемонии должен присутствовать любой родственник мужского пола со стороны невесты. Второе условие – присутствие свидетелей – мужчин-мусульман, по одному со стороны невесты и жениха.

Третье условие, о котором говорилось ранее – выкуп или «калым». И последнее, но главное условие – жених и невеста должны быть согласны на венчание и создание семьи. Официальное уведомление о заключении брака не требуется. Правда сама София говорит, что «никах» – не такой торжественный и не таким большим размахом, как православная свадьба.

Также многие татарские семьи сохраняют традицию «обрезания» у мальчиков. София сама знает такие семьи. Но и здесь время сыграло свою роль, и стало гуманнее относиться к обычаю. Обрезание делают профессиональные хирурги. Родители аргументируют это тем, что делается обрезание для здоровья ребенка.

Есть традиции, которые помнят коренные татары, и немногие, кто из других городов. Об одной из таких, Софии рассказала ее бабушка – Разия Халитовна Кунчугарова. Она провела свое детство в Казани, и только потом в юношестве с родителями переехала в Астраханскую область, в село Раздор. Сейчас Разия Халитовна живет в городе Камызяк. «Боз карау» мне рассказала бабушка. Она из села, поэтому, когда она была еще молодой, ей удалось поучаствовать в гулянии», – делится София.

Разия Халитовна рассказала нам, что раньше татарские села располагались на берегах рек. Поэтому первое «весеннее торжество» (бэйрэм) связано с ледоходом. Называется этот праздник «боз карау» – «смотреть лёд». Смотреть ледоход на берегу реки выходили все жители деревни. Молодёжь наряжалась, играла на гармони. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. София, сама ни разу, к сожалению, не участвовала в такой традиции. «Если я сейчас даже выйду на Набережную Волги и начну жечь солому на льду, явно мимо проходящие люди не поймут меня и посчитают странной», – говорит она. 

Кстати, о селах. Многие жители деревень, в основном, пожилые люди, все еще придерживаются в интерьере определенных традиций. В доме должно быть минимум мебели, которая тоже должна быть особенной: сколоченная лавка, а на ней подушки и покрывала, и низкий столик. София сама делится, что когда она приезжает к своим родственникам в село, то словно погружается в этот колорит татарской культуры.

Чернышова Ксения

29 марта 2019