Мэ камау тэ хау

Мэ камау тэ хау

Он не цитирует молдавские народные песни и не сталкивается со стереотипами по поводу внешности и фамилии. Ролан (имя изменено по просьбе героя) рассказал слушательнице петербургской Школы межэтнической журналистике о «современных цыганах».

«Живая Библиотека» – это проект, где вместо книг люди делятся своими историями, самым сокровенным. Над одним из героев висела табличка «цыган».
- Что вы себе представляете, когда слышите о цыганах? Яркие костюмы, золотые зубы, лошади?
- Рассказы старухи Изергиль...
- И там есть всё то, что я перечислил.
Так начался наш диалог с Роланом. Ему 20, он учится в университете. Носит матовые очки в модной оправе и поправляет чёлку из лакированных, чёрных волос. Если бы он не был заявлен в проекте, как «‎цыган, готовый ответить на любые вопросы по теме»‎, я бы долго гадала. И всё равно поняла – говорит он свободно, даже развязно, голос грудной и свистящий, а глаза шутливые, живые – навевает мне «стереотипной»‎ Изергиль.

Табор не уходит в небо, он расселяется

- Мы жили в Кишинёве общиной, той самой деревушкой, где есть ранние, смешанные браки, сельский шик и прочее. Но лет как 20 этой деревушки нет, все разъехались, с родственниками дальними не общаемся. Быт теперь такой же, как у всех. Мы уже ассимилировались, не особо отличаемся. Разве что, внешностью и одеждой – иногда не к месту ярко одеваемся. 
- Вам запрещено жениться на девушке другой национальности? 
- У прошлых двух поколений есть примеси румын, болгар, молдаван и немного украинцев. Но мне легче говорить, что я цыган. У моей мамы пять сестёр и их мужья других национальностей. Эти примеси показывают то, что у нас нет такого запрета.
- А вы бы тоже хотели много детей? 
- У нас так принято, но нет, точно нет.
- И не искали бы себе цыганку?
- Нет, мне этого не надо. Я планирую жить в Москве или Питере, а тут их найти проблематично.


- Вам не кажется, что через пару поколений от цыган в вашем роду ничего не останется? 
- Проблема в том, что я слабо принадлежу к большой цыганской семье, я из поколения цыган современных. Меня это мало волнует. Я не патриот.
- Наверное, у вашего народа нет государства, чтобы быть патриотом… Как вы считаете, цыганам нужно государство? 
- Мне кажется, если бы у них появилось государство, они бы через месяц разъехались. Это не в культуре цыган, не в их обычаи. И случится то, о чём вы говорите, не скоро. Меня уже не будет. Я не за чистоту национальности и расы. Метисы – это круто, разнообразие – это круто.
- Вы самоидентифицируете себя, как...
- Я цыган только потому что гены такие. Мне плевать, кто я.
- Много «современных» цыган сейчас?
- Сложно понять, кто из тех, кого я вижу, цыган вообще. Их явно больше, чем тех, кто живёт общиной. Уже. 
- А что с культурой? Знаете родной язык, песни, стихи?
- Мэ камау тэ хау. Это строчка из песни GONE.Fludd. Я её перевёл на романский. Означает: «‎Я хочу любить»‎. Стихов не знаю, песен тоже. Но вы поищите цыганские народные стихи и песни.

На золотой зуб ещё надо напахать

- Какую религию исповедуют цыгане, во что верите вы?
- Цыгане принимают ту веру, которую исповедуют в их стране. Ну, в смысле, в стране, куда они заселятся. Мы православные, но я атеист. 
- И совсем нет своих богов?
- В некоторых совсем старых общинах ещё верят в своих богов. Девель, например, главный бог. Говорят, что это слово произошло от Дьявол. Да, это отрицательная сила, но не злобное существо. Скорее, туча или ветер.
- А вы встречались со стереотипами о себе, оскорбительным отношением? 
- Нет. Однажды у подруги были, а там три националиста в наколках, сидевшие. Сначала был холод в мою сторону, потом выпили – сдружились. А на улице приставали лишь бабки-гадалки, тоже цыганки.
- Как вы относитесь к такому заработку? Гадают ли в вашей семье?
- Мы с родителями плохо к этому относимся, это нечестный заработок. Они обманывают, они намного богаче, чем прикидываются.
- А чем зарабатываете вы? 
- Я – член Ромского образовательного фонда. Это фонд, действующий во всех странах Европы. А принадлежит он немцам. Они пытаются замолить грехи Холокоста. Мы должны доказать, что имеем отношение к цыганам в онлайн-анкете. Нам выплачивают 2300 евро в год (приблизительно 160000 рублей), чтобы ходили на разные события, рассказывали о цыганах и сами образовывались. Нужно учиться на 4 и 5. Деньги можно тратить на что угодно, они за этим не следят. Выплаты действуют только на бакалавриат. Сам я трачу их на жильё, одежду, но и на события хожу. Вот, сижу в «Живой Библиотеке». 
- Получается, вы здесь ради галочки?
- За ней тоже, но ещё и за тем, чтобы рассказать, какие ещё бывают цыгане, помимо стереотипного образа, от которого скоро ничего не останется.

Карина Магомедшафиева

Константин Маковский, "Цыганка",
Фото: РИА Новости Украина

29 марта 2019