Кавказские аристократы в гостях у Коми

Кавказские аристократы в гостях у Коми

В минувшее воскресенье в Коми республиканской филармонии выступил государственный академический ансамбль танца Кабардино-Балкарской республики «Кабардинка». Гости из горного региона приехали в Сыктывкар уже второй раз и отмечают, что, скорее всего, не в последний. В 2017 году сыктывкарцы увидели программу «Дыхание гор», в этом – «Черкесские легенды».


Артисты из Кабардино-Балкарии приехали к нам «по обмену» с ансамблем песни и танца «Асъя Кыа», которому в этом году исполняется 80 лет. Ведущие отметили, что в этот вечер наш ансамбль выступает в кремлевском государственном дворце, а в апреле совершит большие гастроли на родину «Кабардинки» и в Адыгею.
В филармонии был аншлаг. Радует, что на концерте были не только взрослые, но и дети, которые в этот вечер могли познакомиться с культурой одного из регионов России. Несмотря на небольшую задержку в 10 минут зрители терпеливо ждали и встретили артистов бурными аплодисментами.
Свое представление «Кабардинка» начала с вокально-хореографической композиции по мотивам обрядов Восточной Кабарды под названием «Хурома» - массовые сцены в сочетании с сольными партиями и исполнением сложных трюков вызвали у зрителя восторг, а прекрасные национальные костюмы завораживали своим великолепием. 


Кроме массовых номеров, были и сольные, таким был «Танец с кинжалами», поразивший всех от мала до велика. Один, два, три, четыре и даже пять кинжалов за раз смог кинуть Мухамед Деров не только руками, но и ртом, и не просто кинуть, а попасть так, чтобы кинжал воткнулся, при этом, не забывая исполнять танец. 
В репертуаре «Кабардинки» как шуточные, так и серьезные, драматические произведение. Так, танец черкесских аристократов отличается своей сдержанностью. Сочетание отточенных движений танцоров и их традиционные костюмы очаровало. Зрители могли заметить необычную обувь на ногах девушек – черкесские котурны, такая обувь была характерна для черкесских аристократических сословий. Можно сказать, что средневековые черкешенки следовали моде тех времен, подобную обувь носили в Венеции, Дамаске, и Стамбуле. 


Во время исполнения «Ритмов Кавказа» в исполнении мужской группы ансамбля зал притопывал и прихлопывал в ритм с артистами. Невероятная энергия, исходившая от выступавших, захватила зал. Артисты показали, что барабан – это не только музыкальный инструмент, но и неплохой снаряд для трюков: его подбрасывали вверх, крутили на пальце и даже поднимались на него, как на пьедестал. Барабанщики выкладывались на все сто, казалось, что они хотят опередить скорость самого звука.
Следующим номером была хореографическая композиция «Отверженный» по мотивам «Бэлы» М.Ю. Лермонтова. Танцоры за пять минут смогли передать смысл произведения для тех, кто не читал его. А также показали настоящую кавказскую драму, доказав тем самым, что танцы тоже могут быть серьезными.
Между драмой и смехом «мостиком» стал Малгобегский (чеченский) молодежный перепляс, который исполнили заслуженные артисты Кабардино-Балкарии. Кроме серьезных, драматических номеров, была и шуточная картинка «У нас в ауле», заставившая зрителей улыбнуться, а кому-то, может, и напомнившая себя. История повествовала о великовозрастном женатом детине, увидевшем прекрасную девушку, и решившим «приударить» за ней. К счастью или несчастью для него, вовремя появилась его супруга, которая вернула мужа с небес на землю грозным взглядом.


Посмеявшись над горе-женихом, зритель столкнулся с серьезной и актуальной темой вражды. Хореографическая композиция «У родника», начавшаяся с невинной зарисовки девушки, полощущей руки в роднике, развернулась нешуточными страстями, вызвавшими такой накал на сцене, что от клинков и щитов мужчин летели настоящие искры. Композиция рассказала нам историю о борьбе за девушку между мужчинами, и о древней традиции брошенного женщиной платка, способного остановить любую войну.
Кроме танцев, зрители услышали и черкесские песни, которые исполнил заслуженный артист Кабардино-Балкарской республики Амирхан Хавпачев. Во время одной из песен Амирхан Хавпачев играл на национальном адыгском струнно-смычковом инструменте – Шичепшине.
Для кого-то «Кабардинка» стала невероятным открытием, что кавказские народы исполняют не только лезгинку, но имеют свои самобытные прекрасные традиционные танцы и песни. Что горный гордый народ с удовольствием делится через свое творчество красотой своего края. Другие же пришли получить еще одну порцию эстетического удовольствия от народных костюмов, отточенных движений и молодых и сильных горцев. Одно точно, что многие вернуться и приведут друзей при следующей возможности увидеть поразительное выступление государственного академического ансамбля «Кабардинка».


Ольга Иевлева

25 марта 2019