Как "оживить" глину

Как "оживить" глину

В старину наши предки были едины с родной природой: жители Воронежского края носили одежду из крапивы и конопли, этого материала было в избытке; из дерева делали рабочие инструменты, а из белой глины – посуду, игрушки для детей. Но в век урбанизации такого единства все меньше. Связующей нитью между прошлым и настоящим могут стать народные промыслы. В этом уверена Марина Перепелицына – воронежский мастер художественной керамики.

Детские мастер-классы по лепке из глины Марина Ильинична проводит уже на протяжении нескольких лет. Вот и сегодня, в солнечный выходной день, дети вместе с родителями пришли в один из книжных магазинов города на «знакомство с глиной». Разложив на столах все необходимые инструменты, художник начинает занятие. Двенадцать пар детских глаз устремлены на преподавателя.

 – Мы живем в век технического прогресса, но все равно наши традиции уходят к истокам. Так, глиняная посуда делалась в каждом селе: горшки, крынки для молока, кувшины, тарелки, даже сковороды – это все было из природного материала, – рассказывает Марина Перепелицына. – В качестве игрушек часто лепили свистульки, наделенные символическим значением. Например, свистулькой-птичкой закликали весну и выгоняли злых духов. Сегодня и вы попробуете слепить такую игрушку.

         Чтобы глина «запела»

Дети наперебой задают вопросы: как сделать птичку полой, чтобы она стала «певчей», нужно ли добавлять воду в глину, достаточно ли узоров на крылышках? Марина Ильинична успевает подойти ко всем, в процессе открывая третьеклассникам секреты профессии.

– Глина – это необычный материал. Чтобы он ожил, нужен, с одной стороны, полет фантазии, вдохновение, а с другой – серьезный подход к делу. В Воронежской области игрушки лепили не только в виде птиц, но и собачек, коровок, козлов и рыбок, еще лошадей и все это не просто так, все это – символы, – Марина Перепелицына показывает ребятам крошечную голову глиняного коня. Этот «осколок древности» нашли во время раскопок после сноса дома, неподалеку от Воронежского госуниверситета. – Глина в нашей области в основном белая, потому и игрушка – белая. «Конь» был священным знаком для наших предков, их верным помощником.  

В зале тем временем то и дело раздается «птичий» напев – это мальчишки-озорники пробуют свистульки, которые в качестве образцов раздали перед мастер-классом.

– Вы, наверное, слышали такое выражение: «не свисти, а то денег не будет»? Так вот, это совершенно неверно, – рассказывает мастер. – Наши предки верили природе. Издаваемый глиняной игрушкой свист напоминал пение птиц, он не мог навредить дому, наоборот, он призывал солнце и весеннее тепло.

Слепив по птичке, ребята и Марина Ильинична делают фотоснимок на память, но свистульки домой не забирают. Они «запоют» только после обжига, который художница сделает уже без детей, в своей мастерской.

За вдохновением – в Абрамцево

 Как и у многих творческих людей, у Марины Перепелицыной есть свое «место силы»: усадьба Абрамцево – музей-заповедник, расположенный на берегу реки Вори в Московской области.

– Мой учитель, Валентин Михайлович Серегин, жил и работал в селе Абрамцево. Профессионал своего дела, однажды он занимался реставрацией изразцовой скамьи работы Михаила Врубеля, – делится воспоминаниями Марина Ильинична. – В «Абрамцевский уголок» часто приезжали известные художники и мастера, среди которых были Илья Репин, Валентин Серов и многие другие. Благодаря меценату Савве Мамонтову здесь поддерживалась располагающая атмосфера для творчества.

Марина Перепелицына рассказывает, что сейчас, когда уже нет в живых ее наставника, она приезжает в гости к его дочери и подолгу рассматривает керамические работы Валентина Михайловича. Творца нет, но искусство его живет…

Зачем городу гончарные школы?

Марина Перепелицына – выпускница Абрамцевского художественно-промышленного училища имени В.М. Васнецова. Она принимала участие в создании «керамического отделения» Воронежского художественного училища.  Марина Ильинична может подсказать, как организовать керамическое производство, как создавать глиняные изделия декоративного и утилитарного назначения, наносить на них глазурь и обжигать в печи. Художница уверена, что сохранение традиций и самобытности культуры – в руках ее носителей.

– Бросать детей (то есть учеников. – прим. автора) я не хочу, так как я ощущаю, что нас, мастеров, мало, – говорит художница. – И от того, как мы выстоим, как передадим наши знания, зависит продолжение и развитие традиций.

Очевидно, что для сохранения народных ремесел требуется не только вклад мастеров и родителей детей, которые хотят этим заниматься. Значимую роль может сыграть и поддержка местных властей. Сейчас в городе есть несколько коммерческих гончарных школ, но занятия в них не всем по карману. А ведь работа за гончарным кругом – это не просто досуг. Для детей и подростков это развитие чувства прекрасного, творческая самореализация.

Екатерина Моргун

25 марта 2019