Этноритмы, которые вдохновляют

Этноритмы, которые вдохновляют

 

            В воронежском книжном клубе «Петровский» прошёл первый крупный концерт группы «Этнодрайв». Молодой коллектив играет этническую музыку стран Востока и Африки. После концерта мы пообщались с основателем группы Дмитрием Буравлевым и узнали, как экзотические ритмы приживаются на воронежской земле.

            Группа развивается в двух направлениях. Перкуссионисты Дмитрий Буравлев и Александр Дрига играют на ударных инструментах. К ним относят испанский кахон, рамочные барабаны (бэндир, рик, канжира), арабскую дарбуку и африканский джембе.

Второе направление – мелодичные и духовые инструменты. Александр Никитин играет на завораживающем современном инструменте ханге и австралийской трубе диджериду. Дмитрий Борисов представляет два вида флейт: европейскую и Бансури – классический инструмент хиндустанцев.   

                       

             Дмитрий Буравлев рассказал, как коллективу удается раскрыть оба музыкальных направления:

            - Все зависит от того, кто ведущий в конкретной композиции. В европейской культуре барабаны не выходят на передний план. А в культуре Востока и стран Африки он является солирующим инструментом. У нас есть произведения, в которых мелодические инструменты идут за перкуссией и наоборот. Например, Александр Никитин придумывает мелодию на ханге, а мы под неё делаем окружение из барабанов.

             Вспоминая историю своего профессионального роста, Дмитрий поведал о том, с какими трудностями он столкнулся и что заставило его оставить офисную работу ради искусства:

                - Когда я впервые купил дарбуку 10 лет назад, попытался найти курсы онлайн. Качественной информации на тот момент не было. Её и сейчас довольно мало. Три года я самостоятельно  изучал ритмы. Потом узнал, что во многих городах есть специальные школы, в частности в Москве, Питере. Оказывается, перкуссия имеет свою культуру и она интересна многим людям. Я начал ездить на фестивали, такие как «Барабаны мира» в Тольятти, брал мастер-классы, общался с носителями культуры. С этого момента начался прогресс. Лет пять ушло на то, чтобы я почувствовал в себе силы выступать. Дарбука - это действительно сложный инструмент, и годы уходят на оттачивание мастерства. Я по сей день учусь и периодически езжу к учителям по игре на разных инструментах.

            Дмитрий Буравлев учится у профессионалов мирового уровня. Среди них - Андрей Танзю, Оссама Шахин, Мизирли Ахмед, Зохар Фреско. Также Дмитрий вдохновлён творчеством Глен Велеса – человека, который открыл рамочные барабаны западному миру.

            - Когда ты чему-то учишься, то пытаешься оценить, насколько хорошо у тебя получается. У меня уже было музыкальное образование по классу гитары. Возможно, поэтому барабаны мне давались легче, чем другим людям. Почему-то я не хотел писать музыку, как солист, а вот ритмические конструкции меня влекли. Импровизировать внутри ритма мне всегда нравилось и у меня это получалось.

Вовлекающие ритмы жанра этно-фьюжн     

            Действительно, ритм – очень интересное явление. Он влияет на восприятие музыкального произведения, контролирует наши эмоции (успокаивает, будоражит или тревожит). Ритмы этнической музыки, например, характеризуют темперамент народа, который её создал.  Как ритм нанесения мазков влияет на характер живописи. Ему подчинены многие аспекты - темп жизни, города, биение человеческого сердца. Эффект ритма четко прослеживался и на концерте группы «Этнодрайв», во многом ему аудитория была обязана хорошим настроением. Люди неосознанно пританцовывали в такт музыке и отстукивали сильную долю в композициях. Конечно, это благодаря профессионализму музыкантов, которые смогли создать вдохновенную, творческую атмосферу и интегрировать людей в поток своей музыки.

                 «Этнодрайв» играет в относительно новом жанре этно-фьюжн. Он воплощает в себе переплетение современных и народных музыкальных традиций, комбинацию европейских и восточных инструментов. Одними из известнейших представителей данного стиля является немецкая группа Enigma.

            Дмитрий Буравлев пояснил, что взаимопроникновение музыкальных культур началось только в 20 веке, когда самолеты начали летать с континента на континент и начfлась деколонизация стран Азии и Африки. До этого люди жили обособленно. Никто не знал про этническую музыку Персии или Египта в европейских странах. Только недавно уровень жизни в странах Азии и Африки немного поднялся. Музыканты стали путешествовать, показывать свое искусство. А они зачастую очень открытые, позитивные люди и всегда ищут новое. Даже языковой барьер для них не является преградой в обмене опытом. Поэтому получился интересный микс музыки разных культур.

            Сегодня Буравлев развивает в Воронеже искусство игры на этнических барабанах. Он открыл свою школу, куда может прийти любой желающий. Однако, чтобы научиться действительно красиво играть на ханге или дарбуке, необходимо уделять этому искусству много времени и трезво оценивать свои способности. Но результат действительно стоит приложенных усилий!

Алина Джан

Фото Антон Таланов и Елизавета Дочкина

24 марта 2019