Центр душевных инициатив

Центр душевных инициатив

В последние годы приток мигрантов в Воронежскую область сильно вырос. Сюда приезжают целыми семьями. Дети мигрантов часто сталкиваются с проблемой непонимания особенностей другой культуры. Как проходит социализация детей мигрантов в новом обществе, рассказали сотрудники Центра межнациональной коммуникации “Территория общения”.

  Центр “Территория общения” - это школа для адаптации детей мигрантов в России. Он начал работать в сентябре 2017 года при Воронежском государственном техническом университете (ВГТУ). Центр является уникальным для нашего региона. Он создан при поддержке Общественного межконфессионального консультативного Совета при Воронежской областной Думе. Партнёры Центра “Территория общения” - ВГТУ, Ассамблея народов России, Национальная палата при губернаторе Воронежской области, Межконфессиональный совет при Воронежской областной Думе. Этот проект направлен на социализацию в российском обществе, прежде всего, детей мигрантов. Занятия проходят каждую пятницу в 16:00 в ВГТУ.

 Детям и родителям

-Люди, которые приезжают сюда учиться или работать, сами о себе могут позаботиться. Так ведь они привозят детей, для которых это общество новое, ценности, культура и религия другие. Поэтому мы решили создать такой проект, - говорит руководитель Центра “Территория общения” Римма Дорохина.

Большое внимание педагоги уделяют русскому языку. Они вместе с учениками разбирают слова и их значения, а сами дети находят аналоги русских слов в своём родном языке.

-Погружение в русскую среду предполагает, что обучение проходит на русском языке. У нас нет переводчиков. Мы избегаем языка-посредника, чтобы не возникало недопонимания. Мне бы хотелось, чтобы к детям мигрантов относились так же, как и к русским, чтобы они также участвовали в олимпиадах и конкурсах. Часто таких детей сажают на заднюю парту, потому что они плохо учатся. Но ведь учителя не уделяют им дополнительного внимания. Поэтому мы стараемся помочь в адаптации иностранных детей, - рассказывает руководитель Центра “Территория общения”, преподавательница русского языка Светлана Скуридина.

В учебную программу входят дисциплины о культуре и истории России, правилах этикета в межкультурной коммуникации. Дети рисуют, занимаются черчением и лепкой, ходят в музеи. Им рассказывают про национальные русские праздники. Все занятия проходят в игровой форме. Воспитанникам Центра оказывают психологическую помощь, если это необходимо.

- Дети обычно молчат о своих проблемах, говорят их родители. У нас есть штатный психолог, он с ребятами занимается индивидуально. Они переживают, не знают, как буквы или слово написать, начинают плакать, - говорит Римма Дорохина

В Центре также проходят занятия для родителей. Им рассказывают об основах российского права, проводят психологические консультации. Какие события происходят в стране? Чем отличаются культурные ценности? Каковы  религиозные догмы в местной культуре? С преподавателями родители оценивают новую культурную среду.

Дать знания и опору

В Центр “Территория общения” семьи попадают через национальные общины и конфессиональные диаспоры. Центр также взаимодействует с национальной палатой при губернаторе Воронежской области. Обучаются в Центре дети из Армении, Узбекистана, Пакистана и Эфиопии.

-Сейчас у нас учится 15 детей. Когда их будет больше, мы будем делить их на группы в зависимости от возраста. В ближайших планах у нас покупка учебников и технических средств, - говорит Римма Дорохина.

Прийти в Центр дети могут бесплатно в любой момент. Число мест не ограничено. Когда ребёнок осознает, что он адаптировался к новой культуре, что у него нет проблем “свой-чужой” в школе и он свободно говорит на русском языке, он может больше не ходить на занятия. По окончании обучения детям выдадут сертификаты

- Дети приходят к нам закрытыми. Мы с ними работаем, пытаемся сделать так, чтобы они нас приняли, чтобы мы им понравились и только потом они начинают нам доверять, показывают свои успехи. При работе с детьми мигрантов важен подход и психологическая опора, нужно показать им дружелюбие и то, что они нужны, что ими интересуются, обязательно похвалить. Обучение детей в нашем Центре даёт заметные результаты и в школе. Они стали лучше учиться, лучше успевать, больше общаться с другими детьми. Учителя их хвалят за то, что они хорошо говорят на русском языке, - говорит Римма Дорохина.

Всего в Центре работают три преподавателя и студентка инженерно-экономического факультета Маргарита Марчева.

-Я участвовала в конкурсе социальных проектов и победила. Римма Викторовна была в жюри конкурса. Она рассказала мне про Центр. Так я начала работать с детьми. Моя задача - закрепить знания детей о России, ещё раз пройтись по всем ранее изученным материалам. Я с ними иногда рисую, леплю. Я считаю, что важным при работе с детьми мигрантов является понимание и толерантность, осознание того, что вся твоя информация будет впитана ими, ведь от меня зависят будущие мысли и поступки детей. Приятно работать с детьми и осознавать, что ты отдаёшь свою маленькую частичку, - рассказывает Маргарита.

 Без стереотипов

Начинается очередное занятие, дети садятся за первые парты и с радостью слушают преподавателя русского языка Светлану Скуридину. Мамы тихо уходят. Что такое перфоратор, водосток и банкир? Дети нетерпеливо ерзают на стуле, спешат ответить. Они тянут ручки и выходят к доске, многие отвечают правильно.

Между уроками дети отдыхают. Мальчики раскрашивают, девочки достают цветные тетради и начинают что-то писать. Следующее занятие - история. Его ведёт сотрудница Центра “Территория общения”, доктор философских наук Ольга Радугина

-Я рассказываю про жемчужины русской архитектуры, про основных правителей, о православии, разнице между нашими религиями, об их общих чертах. Я стараюсь показать детям, каким нравственным ценностям учит любая религия. Дети не те люди, у которых сформировались стереотипы, они изучают материал с радостью и интересом, - говорит она.

- Я люблю писать, рисовать, играть. У меня тут много друзей. А еще мне дают много раскрасок, - делится маленькая Ася.

Мама двух девочек Люси узнала о Центре через объявления в школе: “Дети ходят, им нравится, но одного раза в неделю очень мало, они быстро забывают то, что изучили. Я бы и сама ходила, но времени нету. Работаю”.

      Кристина Щекаева

Фото Дмитрия Амелина, Кристины Щекаевой и из официальных групп Центра «Территория общения» в соцсетях

24 марта 2019