Кашрут, Седер и соленая вода

Кашрут, Седер и соленая вода

В Барнауле еврейская национальная автономия провела праздник Песах.

 

-         Вы, наверное, не раз были в Израиле? - спрашивает справа сидящая от меня женщина слева от меня же сидящую.

-         Конечно, раз двадцать! У меня там сын живет! А вы знаете, почему евреи на Песах едят вареные яйца? - спрашивает она в ответ.

-         Знаете, я уже не первый раз на подобных мероприятиях и каждый раз мне это рассказывают, - отвечает справа сидящая.

-         Истинный еврей должен знать историю своих обычаев! - нравоучительно заключила слевасидящая. - Сегодня евреи пьют! Можно выпить целых четыре бокала вина!

Этих женщин сложно назвать бабушками. Их возраст выдают только глубокие морщины на лице. Жизнерадостные, шутливые, так и рвущиеся в пляс под аккомпанемент скрипки. Вместе с ними рвутся в пляс и их мужья, которых тоже сложно назвать дедушками. Это люди, которые получают удовольствие от жизни в любом возрасте.

 

Кира Яковлевна Бакланова, председатель местной еврейской национальной автономии в Барнауле, выступила одним из организаторов мероприятия:

 

-         Наш Песах, конечно, не может соблюсти абсолютно все традиции с точностью, наши гуляния - это так, забава (улыбается).

 

Праздник Песах - это праздник свободы, исхода еврееев из Египта. Праздновать его начали несколько тысяч лет назад, когда евреи были в Египте рабами. Как известно по  преданиям священных книг, из Египта их вывел Моисей.

Когда евреи уходил от гнета  египетских тиранов, из провизии с собой у них была только мука. Они делали сухие пресные лепешки – опресноки («мацу»), ее ели. Маца и спасла евреев от голода. В канун Песаха – а все еврейские праздники начинаются вечером предыдущего дня - евреи очищают свой дом, делают генеральную уборку и очищают дом от хамеца (хлебобулочные изделия). И  в течение недели, пока длится Песах, едят только мацу. Маца должна быть обязательно в этот праздник.

 

-         Обязательно на пасхальном столе должна быть запеченная ножка ягненка или курицы как символ пасхальной жертвы, должно быть яйцо как символ жертвы, - объясняет Кира Яковлевна. - Так же на столе должны быть  яблоки, перетертые с вином и орехами - это символизирует глину, из которой евреи, будучи рабами, делали кирпичи. На столе должна быть горькая зелень, которая символизирует тяжелую жизнь в Египте, и соленая вода в плошечках, в которую макают мацу и все, что можно помакать - это символизирует слезы, которые лили евреи-рабы. Плюс еще приносят рыбу - стандартное еврейское блюдо.

-         Я слышала, что евреи едят не всю рыбу. Это так?

-         Да. Есть такое понятие, как Кашрут - это свод правил, описывающих  определенный еврейский  стиль жизни, чистоту жизни - семейной, отношений, быта и обычаев. В Кашруте сказано, что есть рыбу можно ту, у которой есть хребет, плавники и чешуя. То есть никаких креветок, ракообразных, угря и так далее. Фаршированная щука - стандартное блюдо для  евреев-ашкенази  (евреи Восточной Европы, к ним относятся и те, кто живет в Барнауле).
В целом, мы в Песах и другие праздники едим то, что разрешено - и мясо, и овощи, и фрукты - все, как обычно. Но вот именно в Песах к этой еде мы добавляем мацу вместо хлеба. И в Седер Песах мы должны обязательно выпить четыре бокала вина.

 

Седер на иврите обозначает порядок. Настоящий Седер Песах очень серьезен. Люди четыре-пять часов сидят и делают то, что нужно делать по священной пасхальной книге. Там сказано, когда мыть руки, когда и что нужно делать. К Песаху поются специальные пасхальные песни в определенные моменты торжества.

 

-         В нашей стране сейчас очень сложно в точности следовать всем наставлениям  религии, традиций и культуры, поэтому мы стараемся соблюдать хотя бы формальности, - продолжает Кира Яковлевна. - В некоторых городах есть религиозные еврейские общины. У нас такого нет. Наша община старается придерживаться того, что в наших силах и возможностях. В нашей общине около двухсот  человек. Но это не учитывая процесса ассимиляции. Никто не может сейчас утверждать точно, кто он по крови, потому что кровь мешается

 

К слову, те самые традиционные пасхальные песни веселые еврейские женщины на местной версии Песаха спели все сразу и в самом начале - все поскорее хотели приступить к трапезе и выпить бокал вина, а потом пуститься в пляс под скрипку, которая играла так громко, что беседовать с Кирой Яковлевной становилось проблематично.

 

-         Все ли русские евреи знают иврит?

-         Нет. На самом деле еврейских наречий не один и не два. Но язык Израиля - это иврит, а язык  евреев –ашкенази -   идиш. Но первый язык для евреев - русский. Не все даже дома разговаривают на идише или иврите. Дети сейчас тем более не учат их в школе, потому что национальных школ сейчас в России нет.

 

Скрипач закончил играть и подошел к нам, чтобы убедиться у организаторов, все ли было в порядке. Некоторым празднующим стало жарко, и они вышли на улицу, хотя шел дождь и было прохладно.

Местная еврейская национальная культурная автономия занимается тем, что старается объединить людей с целью поддержания и сохранения устоявшихся национальных еврейских традиций. Организовывает национальные мероприятия, собрания, объединяет людей для общения. Организаторы утверждают, что им не так важно, чистый еврей состоит в их общине, или еврей только на четвертинку - они все едины и рады каждому.

-         Расскажите подробнее о вашей общине. Какие люди к вам приходят?

 

-  Большинство членов  общины -  пенсионеры. Это наш золотой запас. Это такие доброжелательные, креативные, открытые люди, с ними интересно. С возрастом стареть страшно, но с этими людьми понимаешь, что возраста на самом деле не существует. К сожалению, существуют болезни, а возраста не существует. Многим здесь за восемьдесят, но по ним этого не скажешь, потому что они сами чувствуют себя молодыми. Это как раз про них фраза про то, что неважно, сколько лет, главное, чтобы душа была молода.

 

В этот пасмурный пасхальный день танцевали все: дети, молодые люди, пожилые. Праздник свободы приносил им энергию и радость, было видно, что люди здесь радостны, они общаются, веселятся, отдыхают от будней. А я уходила с мыслью о том, что не так важно, какая у тебя национальность - важно, что ты умеешь жить со вкусом и не забывать о традициях своих предков.

 

Полина Жданова, школа межэтнической журналистики