Сирия и Дагестан. Два параллельных мира

Сирия и Дагестан. Два параллельных мира

Сирийский дагестанец Шафи Акушали до переезда в республику жил в Сирии и родился там. Он рассказал студентам школы межэтнической журналистики, какой была Сирия до войны, почему же началась война и кто там воюет, какой она стала сегодня, что общего у Дагестана и Сирии.

В Дагестане - вертикальная власть, нужно установить открытый диалог с обществом, чтобы решать вопросы социального характера. Идеально, если удастся переформатировать, сделав ее горизонтальной и конечно же бороться с коррупцией.

Шафи Акушали рассказывает:

Большая проблема здесь – коррупция, ее надо искоренить, а для этого необходимо говорить о существующих проблемах. Проводить круглые столы и поднимать на них сложные вопросы. Нужно постоянно озвучивать претензии и волнующие проблемы главе региона, чтобы он видел полную картину происходящего в республике. Глава региона должен получать информацию не только от чиновников, но и из независимых источников.  Потому что чиновники зачастую действуют в своих интересах.

Когда приехали гости к королю Иордании Хусейну, он хотел показать им, как ведется строительство одного объекта. Это был несанкционированный выезд, в выходной день. Король иногда любил отдыхать, и чтобы люди его не узнавали, он закрывался платком «гутра», обвязанным поверх шапочкой «гафия». Работа на объекте стояла, и охранник сказал, что велели туда никого не запускать, даже если король придет. Потом король признался, что он король, и чтобы охранник никому не говорил об этом, но последний упрямо стоял на своем и повторил, что запретили впускать даже короля. На следующий день вызывают охранника и объявляют благодарность.

В Дагестане люди стали агрессивными, а ведь большинство населения – это молодежь. В Сирии люди миролюбивые и не хотят воевать, они хотят спокойной жизни, поэтому они уезжают и все бросают, они привыкли жить в цивилизованном мире, хотя зарплаты у них невысокие.

Я думаю, агрессивными дагестанцы стали, потому что не обеспечивают их удобствами в городе, каждый раз им приходится обо что-то спотыкаться.  Обслуживание ЖКХ неполное, отключают свет, воду, В Сирии проблему с отключениями решили. Там люди платят за услуги коммунальные, а здесь платят, чтобы не оказаться в суде. При этом за коммунальные услуги, которыми их в должной мере не обеспечивают, они еще и платят большие деньги. Нужно создавать комфортные условия для материнства: в Махачкале уже практически негде гулять, все застроено и это  вызывает агрессию.

Террористические организации в Сирии – это последствие невежества людей, которые религию проповедуют, потому что они читали не те книги, учились не по тем источникам, которым когда-то учились те, кто религию понимает, как гуманную, а не убивающую.

Это укоренилось в некоторых группировках разных восточных стран, и в Дагестан внедряется, арабы хотят от этого излечиться уже долгие годы, что в короткие сроки маловероятно, а окончательно это вылечить сейчас уже будет тяжело. В Сирии действует множество организаций террористических, они все как островки существуют по отдельности, враждуют между собой. Есть опасность, что подобные процессы в других масштабах могут плавно перетечь в нашу сторону, на Кавказ, и мы должны противостоять этому, мы должны хорошо знать религию, культуру. Мы так же должны изучать культуру других народов с которыми мы соседствуем, с которыми мы сталкиваемся. Должен быть диалог между властью и молодежью. Я вижу в общении с молодежью в Республике, что она чувствует себя дискомфортно здесь. Либо интереса нет, либо закомплексованность. Мне кажется, если эта молодежь находилась бы в  обществе, где меньше социальных, экономических и политических проблем, а молодые видят себя в перспективе на 20 лет, то картина была бы иная. Мне кажется, это является серьёзным вызовом. С учетом глобализации, с учётом специфики этнокультурных традиции народов нашего региона, это серьезная угроза для страны, для стабильности политического процесса. Исходя из структуры нашего населения, высока вероятность того что подрастающее население может поставить вопрос, что прогресс их зависит от политического статуса. Я думаю при установлении правильных и соблюдаемых правил игры наша молодежь способна вывести ряд регионов Российской Федерации в процветающие  за довольно короткий период потому, что наше общество обладает в отличии от других народов страны "автаркией", то есть традицией опоры на свои собственные силы. Проблема - отношение власти и общества, то есть способна ли власть дать людям такие правила общежития, когда люди смогут сами себя реализовать в полной мере исходя из своих гражданской отвественности и стремления к процветанию. Я не думаю, что мы хуже китайцев по трудолюбию и организованности. Сегодня Китай - первая - вторая экономика в мире. Мы должны строго следить за исполнением закона всеми без исключения. Огромную роль в решении этих сложных вопросов играют журналисты.

Наше Общество атамизировно , то есть отсутствуют социальные связи выраженные институтами, например институт политических партий или институты властные, или институты духовные  функционируют сами по себе. Да и каждый человек отдельно сам по себе, мой сосед не известно чем занимается, я не известно чем занимаюсь, то есть у нас нет социальных связей.  Мне кажется, сегодня более менее функционируют только два института:  из социальных - институт семьи  и из экономических - базар.

В Российском обществе сегодня вырабатывается сигналы "свой - чужой". Я сейчас в общении с вами очень комфортно себя чувствую потому что я интегрирован в культуру, но другой, который не интегрирован,  сигнал "свой - чужой"  сильно будет чувствовать.

От вас молодых журналистов будет зависеть на сколько возможно остановить неправильную информационную политику некоторых провокационных СМИ. Необходимо сегодня их убедить, что  мы едины, если я буду считать вас чужаком и вы меня тоже, то как мы будем жить в одной стране? И мне кажется если не прекратить эту политику, то возможно дальнейшее сужение страны.

К сожалению радикальный Ислам типа ИГИЛ стал проникать в Дагестан в Начале 90-х годов  по линии миссионерской деятельности и вмешательства саудовской Аравии и заинтересованных сил в дестабилизации обстановке в республике и сразу обнаружились разногласия и расхождения между ним и традиционно исповедуемым в этом регионе суфизмом. Традиционная культура народов Дагестана развивалась именно на базе суфизма, а суфизм - Мирное религиозное течение, которое идёт к диалогу с мировой цивилизацией особенно православной. Об этом свидетельствуют Арабские рукописи, сосредоточенные в горах Дагестана. Такие теракты навязаны извне. Дагестанские народы некогда не приемлят такое насилие.

К сожалению исходя из мировой практики сегодня, влияние внешнего фактора на мусульманские общества сильнее, чем внутреннего взаимодействия самих мусульманских обществ. Надеюсь, наши власти и прогрессивные силы нашей республики смогут противостоять этому свызову!!!

Сама система подготовки людей к жизни  сегодня несколько недееспособна, человек выходит из института не понимая куда он идёт. Мне кажется в этом вопросе западная система в европейских странах  лучше. Она учит жить в сообществе людей, ведь уважение к любой профессии и достоинство человека  не в том, что он крутой и на джипе разъезжает,  а в том, что он хороший специалист.

Мы сегодня стоим перед очень большим вызовом. Что мы оставим после себя? Смогут ли наши элиты делать так, чтобы будущее поколения жили в менее враждебной и более комфортной среде?

Патимат Амирбекова, студентка Школы межэтнической журналистики, Махачкала.