А ТЫ ИЗ ЗИМЫ ВЫШЕЛ?
Если весна не приходит сама – нужно её позвать. У калмыков для этого существует целый праздник, Цаган Сар. По поверью, во время Цаган Сара вместе со снегом уходят и неудачи. Отправились отмечать его и узнали, зачем музыкальным инструментам конский волос, что такое борцики и как с помощью чая завоевать сердце калмыка.Татуировки по-калмыцки
У входа в зал, в котором собирают гостей Цаган Сара, расставлены столы. На них лежат отрезки ткани, головные уборы и кошельки, на которых вышиты древние калмыцкие иероглифы. Нарядные калмычки рассматривают национальные костюмы, развешанные там же.
– Девушка, берите ткань, она прямо из Монголии, 3 000 за кусок! – зазывает продавщица.
Отдельный столик отведён под аквагрим. Кто-то из толпы за руку тянет меня прямо к разноцветным краскам
– Хотите, калмыцкую татуировку сделаем?
Хочу, конечно. Мне предлагают выбрать один из множества узоров, которые компактно помещены на двух листах А4. На одном – обереги: «хозяйка дома», «звёздная половинка», «папоротник», а на другом – хитросплетения из палочек, листиков и волнообразных линий. На вопрос: «А что всё это значит?» – получаю добродушное: «Не ищите тут смысл, я просто загуглила калмыцкие узоры, я же сама не калмычка, просто помочь попросили». Поэтому теперь даже не знаю, какой смысл несут в себе узелки, которые мне «набили» на запястье в виде браслета.
Ёчин, хадак и конский волос
Пока я наслаждаюсь неожиданным приобщением к искусству калмыцкой татуировки, на весь зал раздаётся музыка из ёчина. Это традиционный инструмент, похожий на русские гусли, вот только играют на нём палочками.
Женщина плавно перебирает по нему специальными колотушками. Она одета в традиционное платье
– Я играю не только на ёчине, но и на домбре. Она по форме напоминает грушу и имеет всего две струны. Это аналог российской балалайки у кочевых народов. К верхней части грифа по калмыцкой традиции привязывается оберег и волосы из лошадиного хвоста. Вместо волос можно привязать хадак – ритуальный белый или синий шарф, символ буддизма. А ещё хадаки у нас принято дарить гостям. В нашей культуре живо поверье о том, что инструмент музыканта – его душа. Когда человек играет, он погружается в другой мир. Поэтому в это время нужно защищать себя и домбру от злых духов.
Любовь по имени Цагана
В толпе то и дело мелькают калмыки в национальных нарядах: синих и красных. Женщина, которая любуется своими земляками со стороны, вдруг подходит ко мне и начинает разговор. Когда прошу представиться, с небольшой запинкой говорит:
– Все по-русски называют меня Люба, но моё имя – Цагана, это означает «белая, светлая». Имя Цагана пошло от Цаган Сара, который очень важен для нашего народа. Так важен, что празднуют его целый месяц. Поэтому, если не успел поздравить, будет ещё много времени на то, чтобы исправиться.
В период Цаган Сара калмыки пекут борцики – традиционное блюдо из заварного теста, а ещё заваривают калмыцкий чай – джомбу. Пьют его с молоком, прямо как англичане. Для приготовления в воду засыпают листовую заварку, лавровый лист, мускатный орех, а потом всё заливают холодным молоком.
– Одна из моих любимых традиций Цаган Сара связана именно с чаем: девушка должна подать парню чашку, но сделать это по-особому, изящно. Если она ему понравится, станет женой. Но только если парень ещё не женат, у нас с этим строго! – признаётся Цагана.
Причина калмыцкого буйства
– В Цаган Сар принято спрашивать у человека: «А ты из зимы вышел?», а он должен ответить: «Да, хорошо вышел», – продолжает рассказ Цагана. – Ещё нужно простить все обиды, но есть одна вещь, с которой я смириться не могу. Постоянно слышу фразы о том, что калмыки очень буйные, особенно когда выпьют. Нас этим прямо клеймят, но ведь в любом народе есть люди, которые становятся агрессивными после выпитого. Возможно, тут дело в том, что даже наш напиток айран имеет небольшой градус, но ведь и кефир не полностью безалкогольный!
Кстати, вчера мой муж ходил в дацан, чтобы помолиться за себя и всех родственников. И человек это может сделать только в свой год. К примеру, сейчас главное животное – свинья, так что если вы родились в год, скажем, дракона, нужно попросить другого человека помолиться за вас. Такой вот обычай буддизма.
Танец тигров
А в это время за кулисами переполох. Дети, которые через несколько минут должны выйти на сцену, от волнения путают движения и прыгают из стороны в сторону.
– Ну-ка все по местам. А где Наташа? – пытается успокоить детей хореограф.
– Она не придёт, она за-бо-ле-ла, – упрыгивает от него пятилетний танцор.
– А я с кем танцую? – настраивается на рабочий лад девочка в розовом платье.
– Ты сама с собой, – звучит из тёмного зала.
Сначала репетируют калмыцкий чичердык, а потом – чукотский танец. Дети двигаются синхронно и плавно.
– Вы должны напугать зрителей. Напугать, понятно? – настраивает их хореограф.
Дети начинают рычать, беситься. В этот момент они походят на разъярённых тигрят.
Культ борциков
Когда начинается праздник, перед зрителями то и дело проносятся танцоры в национальных костюмах. Вышивка блестит под светом прожекторов, и всё озаряется особым свечением. Тут и сцена подношения чая, о которой рассказала Цагана, и тогруна би – танец, во время которого девушка и молодой человек изображают пару белых журавлей.
Проводят тут и конкурсы на знание традиций калмыцкого народа. За участие дарят полиэтиленовые пакеты, щедро набитые аппетитными борциками. У калмыков существует настоящий культ этого блюда. Когда о нём заходит речь на празднике, зал начинает скандировать название своей любимой сдобы. Сопровождается это выкриками «Да, они лучшие!» или «А кто ж не любит борцики!» и оглушающими аплодисментами.
А зиме было всё равно, с какой радостью мы с калмыками её провожали. На следующий день она вернулась, прихватив с собой метель и холод. Зато теперь дождаться весны можно с борциками на столе и джомбой в чайнике.
Текст и фото: Анастасия Филиппова
Материал опубликован на портале "Развилка"