ЯЗЫК ПЛАТКОВ
Современные платки и шали редко воспринимаются не просто как головной убор, а как нечто большее. А в традиционной русской культуре по платку можно было прочесть и семейный статус его владелицы, и её положение в обществе, и даже узнать, откуда женщина родом. Коллекцию слов редкого языка собрал Корпус Бенуа Русского музея.
Пёстрый глобус
Традиционный платок рассказывает географию своего производства очень точно. Достаточно взглянуть на его размер, материал, из которого он изготовлен, и рисунок. Немало могла рассказать о месте рождения девушки и манера повязывать платок на голове.
В Пскове носили своеобразные косынки. Золотое шитьё в них, на первый взгляд, располагалось локальными пятнами по цветному полотну. Однако при правильном повязывании контуры рисунка соединяются в наружной части и получается то, что назвали «золотая головка».
Головной убор девушки из Тверской губернии прежде всего выделялся рисунком. Город Торжок в XIX веке был знаменитым центром золотого шитья, поэтому праздничные белые платки по всему полю украшались детально расшитыми цветками и закалывались на шее, чтобы платок ровно лежал на плечах, а рисунок не мялся.
А в Нижегородской губернии платки закалывали под подбородком «на булавочку» или, наоборот, по традиционному обычаю старообрядцев, носили расправленные, вышитые по чёрному атласу платки с орнаментом из гроздьев винограда или золотых веток. Завязки платков в виде узлов или «роз», распространённые в других регионах, могли бы воспринять здесь как знак чужака.
Семейное покрывало
Традиционно головной убор олицетворял семейное положение женщины. Яркий пример – фата, которая в XX веке стала исключительно частью свадебного платья невесты. В былые времена её ещё называли «головным одеялом» и считали одеянием незамужних девушек. По изяществу и красоте одеяла будущий муж выбирал самую умелую невесту и судил о её приданом.
После замужества девушки облачалась в более универсальные ткани, но с особым вниманием относились к выбору цвета платка. Например, лиловый цвет головного убора сигнализировал, что женщина овдовела.
Немного особняком от всего прочего стоит кокошник, один из главных символов русской народной культуры. До сих пор нет единого мнения о том, носили ли его только замужние или все русские девушки. По одной из версий, он в первую очередь относился к религиозным обрядам, оберегал от нечистой силы. Семейное же положение выдавала манера носить кокошник: замужние девушки прятали под него волосы или в крайнем случае заплетали две косы. Девушка с одной выпущенной наружу косой явно давала понять, что свободна и готова к сватовству.
Национальный лоскуток
Хотя может показаться, что русские народные традиции уже хорошо изучены, учёные восстановили лишь их локальные проявления. И хотя мы знаем, что платки и шали были важным элементом национальной идентичности допетровской, деревенской Руси, многое основано на догадках.
После переориентации страны на западную культуру значение платков для идентичности стало постепенно утрачиваться. Достаточно сказать, что Пётр Великий боролся с кокошниками почти так же яро, как и с бородами у своих подданных. Деревенская культура постепенно сменялась городской, в которой платки растеряли свой символизм.
Сегодня интерес к языку платков прежде всего проявляют этнографы, сохраняющие исторические образцы. Новые платки по традиционным лекалам ещё создают на современных производствах и в мастерских, например, при женских монастырях.
Текст: Марк Чистяков
Фото: Сабина Наджафова
Материал опубликован на портале "Развилка"
14 марта 2019