Дыхание весны в лоскутках
В воронежском зале Союза Художников завершилась 11-ая традиционная выставка «Дыхание весны», на которой можно было познакомиться с произведениями декоративно-прикладного искусства. Масштабная выставка ежегодно собирает народных мастеров. Есть среди них и те, что занимаются лоскутным шитьем, создавая красочные и объемные панно.
«Следуй за мной», или куда ведёт история
Пэчворк, или лоскутное шитьё, является отдельным видом искусства и набирает большую популярность в 21 веке. А всегда ли это было так? Сегодня нельзя с точностью определить, где и когда зародилась лоскутная техника. Ткань – материал хрупкий, и до наших дней большинство изделий не смогли дожить. Самый древний экспонат – египетский орнамент из кусочков кожи – был создан в 980 году до н.э. Лоскутные работы стали активно появляться ещё в средневековье, а местом расцвета традиционного пэчворка считается Англия.
Обычно лоскутное шитьё тесно связывают с понятием бедности. И действительно, очень много изделий появлялось в кризисное время. Так женщины экономили на тканях. Но есть и другие факты: люди из богатых слоёв населения специально покупали дорогие ткани и создавали лоскутные работы ради удовольствия.
В 20 веке стали появляться технологически более выгодные альтернативы, поэтому в 1979 году в Великобритании была образована Гильдия квилтеров для возрождения интереса к ремеслу и передачи знаний новому поколению людей. Их усилия не прошли напрасно, с этого времени начался всплеск популярности пэчворка и квилтинга (стежки).
«Лучше я сошью его сама»
Лоскутное шитье популярно и в России. О своем опыте создания произведений пэчворка и квилтинга рассказала Евгения Миляева – народный мастер Воронежской области.
- Многие представленные работы создавались для определенного конкурса. Произведение «Воронеж. Каменный мост», например, было выполнено для выставки-конкурса панно в Краснодаре на тему «Визитная карточка города».
Евгения поведала, как зарождалась её любовь к данному ремеслу:
- Мне нравится шить. Я видела много работ в технике пэчворк и даже хотела купить одно произведение, но решила, что лучше сошью его сама.
Сегодня Евения Миляева имеет десятилетний опыт, является дипломантом всероссийских и международных конкурсов, ведет собственные курсы лоскутного шитья в Воронеже.
Вечно продолжающаяся ткань Вселенной
На выставке «Дыхание весны» было представлено множество работ Евгении. Одна из них - «Арабески», третий коллективный проект воронежской мастерицы и её учениц.
Арабеска – это средневековый восточный орнамент, который основан на точном математическом расчете. В исламской религии только Аллах может быть творцом всего живого, поэтому жители арабского мира стали передавать тонкости своей жизни в искусстве через геометрию, каллиграфиюи растительность. Все узоры повторяются и сплетаются в непрерывную вязь. Такой орнамент воплощает кочевой менталитет и непрерывный ритм жизни, а исламские богословы характеризуют его как «вечно продолжающуюся ткань Вселенной».
Для Евгении и её учениц этот элемент арабского искусства стал предметом вдохновения, благодаря которому родился такой замечательный квилт (стеганое полотно). Каждый блок создан отдельным мастером, а вместе они образуют яркое произведение.
Использование народного орнамента в пэчворке - довольно частая практика. Однако этническая составляющая скорее играет роль смыслового, красочного дополнения геометрии, которая в свою очередь уже является характеристикой традиционного лоскутного шитья. Считается, что геометрический орнамент в пэчворке берет своё начало от древнего искусства – создания мозаичных изделий.
Международный пэчворк
Совместные проекты мастериц лоскутного шитья проходят и на международном уровне. В 2015 году один из таких проектов был организован австралийской мастерицей Ким Андерс: участники поделились на группы из девяти человек, по переписке в интернете обсудили концепцию изделия и разработали дизайн. На выставке «Дыхание весны» было представлено панно, над которым Евгения Миляева работала вместе с представительницами Греции, Нидерландов, Канады, Индии, Австралии, Швеции, Канады, США и Франции.
Каждая мастерица привносит в работу не только своё виденье, но и частичку своего менталитета. Евгения рассказала, что девушка из Канады, например, сделала кленовый лист, а участница из Индии использовала местные индийский ткани ручного крашения.
«Дорогая Джейн»
Сейчас Евгения Миляева работает над завершением крупного проекта «Дорогая Джейн», на который у неё ушло почти пять лет. Этот проект покорил сердца квилтеров по всему миру и стал настоящим феноменом.
История начинается в далеком 1863 году – во время гражданской войны в США. Прикованная к постели американка Джейн Стикл создала своими руками лоскутное изделие. Оно состоит из 169 миниатюрных блоков размером 13х13см, каждый из которых имеет уникальный рисунок. Всего она использовала 5 602 лоскутка, но ни в одном блоке ткани не повторяются. Работа была вышита на льняной простыни её матери, на которой даже остались инициалы «SB» - Сара Блейкли. В качестве напоминания о тяжелой ситуации в США, Джейн аккуратно вышила «Во время войны 1863 года» в уголке своего произведения.
Квилт находится в Беннингтонском музее в Вермонте уже 60 лет. Его выставляют ежегодно, но только на месяц - из-за хрупкости ткани. Всемирную известность работе принесла книга Бренды Пападакис «Дорогая Джейн: двести двадцать пять образцов из квилта Джейн Стикл 1863 года». Помимо образцов книга содержит воображаемые письма автора, где она рассказывает о проделанной работе. Они начинаются со слов: «Дорогая Джейн, …», отсюда и произошло название квилта. О самом изделии автор говорит следующее: «Квилт Джейн Стикл – больше, чем просто геометрия… для меня её работа – это чистая мелодия».
Евгения Миляева рассказала про свои впечатления от работы над проектом «Дорогая Джейн».
- Нас собралось 200 человек, которые решили шить этот эпохальный квилт, каждый в своей интерпретации. Мы поставили срок в четыре года, но только 50 человек смогли завершить квилт к этому времени. Их произведения были показаны на фестивале «Традиция » 2017 года в Санкт-Петербурге. Я не в их числе. Эта работа очень сложная, трудоемкая, требует много терпения и усидчивости. Понимаете, человек должен шить с удовольствием, поэтому мне пришлось отложить завершение проекта. В этом году я достала свои наработки и решила доделать изделие. Мой квилт будет представлен в сиреневой гамме, и я уже поставила себе цель – показать работу на следующей выставке «Дыхание весны». Несмотря на трудности, я счастлива приобщиться к этому великому произведению.
«Почему я люблю пэчворк…»
У воронежской мастерицы есть свой блог – «Лоскутная кошка», в котором она рассказывает о жизни, путешествиях и творчестве. «Почему я люблю пэчворк... Потому что, не будучи художником, можно складывать и сшивать разноцветные лоскутки (как краски) и получать совершенно различные интересные сочетания, слияния и переплетения», - пишет Евгения в своём блоге.
Сейчас она переходит на Instagram и социальные сети, где больше возможностей для работы с аудиторией. Будем надеяться, что этот вид искусства зажжет сердца еще многих людей по всему миру.
Текст: Алина Джан
Фото: Алина Джан и сайт Беннингтонского музея
13 марта 2019