"Журналист должен быть дотошным"
5 марта в петербургской Школе межэтнической журналистики снова велись горячие дискуссии. Студенты узнали, что означают «мультифора» и «вихотка», как недорого поехать на Байкал и можно ли вылечиться травами от любой болезни.
Дорогу восточной медицине
В гости пришла Цырен-Дари Самбуева, зампредседатель петербургского благотворительного фонда «Общество бурятской культуры „Ая-Ганга“» (https://vk.com/ayagangaspb). Она живет в Петербурге уже 44 года и старается сохранять традиции. Пригласила слушателей Школы посетить Дацан Гунзэчойнэй, самый северный в мире буддийский храм. Его двери открыты и для людей другой веры.
Среди активистов фонда много врачей, которые лечат людей не совсем привычными методами: никакой химии, только натуральные добавки. По словам Цырен-Дари, восточную медицину необходимо узаконить. Благотворительный фонд даже инициировал проведение круглого стола в Госдуме по этой теме. Его участники считают, что современная медицина занимается тем, что устраняет симптомы, но не причину болезни. Врачи настолько глубоко проникли в человека, в его клетку, что самого человека уже не видят. А восточная медицина действует наоборот, она рассматривает человека как целостную систему, где любой сбой вызывает последствия и болезни каких-либо органов. То есть лечить зачастую надо совсем не то место, которое болит, а необходимо устранять причину, вызвавшую болезнь. По итогам обсуждения на круглом столе депутаты предложили внести в законодательство об охране здоровья поправки, призванные усилить правовое регулирование традиционной, народной и восточной медицины.
Если есть проблемы со здоровьем, то вам нужен свежий воздух, а свежее, чем на Байкале, его вряд ли удастся найти. Цырен-Дари подсказала, что студентам до 23 лет и пенсионерам можно слетать в Улан-Удэ или Иркутск по субсидированным билетам. Она советует заехать в комплекс «Степной кочевник», где можно попробовать традиционные блюда, а потом увидеть центр буддизма России и узнать легенды Байкала.
Обществу бурятской культуры помогают журналисты. Когда фонд «Ая-Ганга» только начинал свою работу, к ним присоединилась Ирина Селиванова, главный редактор журнала «Национальный Петербург» (https://lenizdat.ru/articles/1045751/). По словам Цырен-Дари, журналистка уточняла любую мелочь, была дотошна к проверке фактов: «Только так и можно работать с национальными общинами – быть внимательным к деталям».
Слово – Кавказу
На семинаре вспоминали интересные слова, которые используют в повседневной речи жители разных регионов. Поводом к теме послужил анализ материала Ангелины Доркиной, студентки Томского университета и томского Школы межэтнической журналистики (http://tv2.today/Istorii/Sibirskiy-gen-multifory). По сложившейся традиции файлик она называет «мультифорой», а мочалку – «вихоткой». Она видит в местных словечках аутентичность и даже поэзию, помогающую им, сибирякам, ощущать себя особенными.
Слушатели Школы продолжили читать эссе друг друга. В этот раз на повестке дня был блок по Кавказу.
Айна Керимова, чья семья жила в Нагорном Карабахе и в 1962 году покинула Азербайджан, считает себя прогрессивной представительницей своей нации. При этом в её доме соблюдаются все традиции: к примеру, девушкам нельзя выщипывать брови до замужества, а на обыкновенной свадьбе обязательно должно быть не меньше пятисот человек. Она хочет изменить устоявшийся стиль жизни, не хочет выходить замуж за того, кого ей предлагают. При этом свою будущую семью она будет строить на моральных принципах своего народа. Может быть, в скором времени увидим, как Айна борется за права женщин в Азербайджане.
Карина Магомедшафиева одинаково любит и свою малую родину, и Петербург, где сейчас живёт и учится. Раньше, возвращаясь в Дагестан, она чувствовала себя свободнее. Но, когда узнала людей тут, привязалась к ним, полюбила новое место и ощущает его своим.
А вот Ольга Минеева до недавней поездки совсем не знала про Тбилиси, где жили её родственники. Оттуда они сбежали в 90-х, когда начались беспорядки. Однажды бабушку чуть не убили на рынке из-за славянской внешности – это было последней каплей. Единственный, кто остался там – лишь близкий друг деда – гостеприимный дядя Гиви, рассказы которого навевают тоску по Грузии. О том, как там относятся к русским после вооруженного конфликта в 2008 году, она не дала четкого ответа, но в Тбилиси слышала лозунги «Россия должна умереть». Но позвучал и положительный пример – когда Ольга с подругой затерялись в деревне, грузинский таксист по кромешной темноте довёз их до дома с комфортом.
8 марта с калмыками
За минувшую неделю слушатели Школы посетили петербургский Дом национальностей, где прошли XIII Этнофестиваль «Земля Калевалы-2019» и встреча секции поэзии Многонационального союза писателей. 8 марта они отметили праздник весны – Цаган Сар Калмыцкого землячества Санкт-Петербурга, 10 марта сходили в Дом журналиста на литературный вечер, посвящённый 90-летию Фазиля Искандера.
14 марта студенты посетят выставку «Кочевники Арктики: искусство движения», которая откроется в Круглом зале Кунсткамеры, а 20 марта в Ленфильм-клубе посмотрят фильм «Прикосновение ветра», в котором главная героиня во время путешествия попадает в Иволгинский дацан и на озеро Байкал.
Ещё на семинаре обсудили план будущего проекта. Ольга Минеева узнала, что в Кунсткамере работают специалисты по старинным восточным/иранским коврам. По вязке, узелкам и цвету они «считывают» историю народа. Суть будущего лонгрида в том, что каждый желающий Школы выберет себе один зал в Кунсткамере или Этнографическом музее и попросит учёных, хранителей, сотрудников рассказать об интересных вещах. В результате получится материал о народах через необычные музейные предметы и историю их изучения.
Мария Гончарова
11 марта 2019