Праздник "Белого месяца", или самый весенний Новый год

Праздник "Белого месяца", или самый весенний Новый год

Новый год целый месяц - это не мечта, а реальность! 

Цаган Сар — торжественный праздник монгольских, коренных арктических и некоторых тюркских народов, начало весны и Новый год по лунно-солнечному календарю. Этот праздник на территории России отмечают калмыки, тувинцы и буряты. Цаган Сар празднуется целый месяц.

Название праздника происходит от монгольских слов «цагаан» — белый и «сар» — месяц. «Белый месяц» изначально считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью. В это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и входили в «основное меню» праздника. Однако с приходом к власти хана Хубилая (внук Чингисхана), праздник был перенесен на зиму и был приурочен к началу года по двенадцатилетнему циклу.

«Год у них начинается в феврале; великий хан и все его подданные празднуют вот как: по обычаю все одеваются в белое, и мужчины и женщины, всякий как может. Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие…

В этот день, знайте ещё, дарят великому хану более ста тысяч славных и дорогих белых коней. В этот же день выводят пять тысяч слонов под белыми, зверями и птицами вышитыми, попонами; у каждого слона на спине по два красивых и дорогих ларца, а в них посуда великого хана и богатая сбруя для этого белого сборища. Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара. И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано!

…А когда великий государь пересмотрит все дары, расставляются столы, и все садятся за них… А после обеда приходят фокусники и потешают двор, что вы уже прежде слышали; когда все это кончится, идут все к себе домой» -Так описал праздник Цаган Сар величайший путешественник Марко Поло около 8 веков назад.

Празднование происходило в каждом доме. К торжеству готовились заранее. Резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось. Развешивали на веревке новые наряды, перетряхивали всю одежду.

Выделяют несколько традиционных действий, который каждый совершал во время празднования Цаган Сара.

Хождение в гости

Живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Посещали своих родителей, родственников по матери — они всегда пользовались особым почитанием. Невестки приходили в дом родителей мужа с детьми, чтобы отдать дань уважения родовым предкам и покровителям.

Обрядовое взаимное приветствие

При встрече спрашивали: «Благополучно ли вышли из зимовки члены и домашний скот?». Произнесение этих слов сопровождалось специальными жестами, в зависимости от пола и возраста здоровающихся. Монголы, буряты и тувинцы во время Белого месяца делали следующий жест: младший старшему (женщина мужчине, если они ровесники) протягивает обе руки ладонями вверх, старший кладет в них сверху свои руки ладонями вниз, младший поддерживает старшего под локти. В этом жесте — и уважение, и обещание, в случае необходимости, помощи и поддержки.

Традиционное приветствие было важным ритуалом, с которым обращались друг к другу два встретивших в этот день человека. Значение этого приветствия так велико и продолжительность его действия так длительна, что, к примеру, тувинцы могли не здороваться целый год, аргументируя это тем, что в Белый месяц они уже поздоровались.

Подарки

Традиционный ритуальный подарок — национальное мучное блюдо «борцок». Борцоки готовили из сдобного пресного теста и жарили в кипящем жире. Из них составляли наборы — для подношения «первой порции» Буддам, а также подарочные — для вручения родным во время праздничных визитов. Форма борцоков, включенных в наборы, имела символическое значение: фигурки в виде животных выражали пожелание приплода соответствующего скота; в виде повода — удачу. Так, борцоки «хуц», вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелание большого приплода этого вида скота и отражали в какой-то степени древний обряд жертвоприношения животными, то есть заменяли реальную жертву её изображением.

Праздник в наши дни

В 1930-х годах празднование Цаган Сара в СССР было запрещено. Возрождение традиций празднования произошло только в послевоенное время, статус народного праздника был получен только в 1990 году.

Согласно Закону Республики Калмыкия от 13 октября 2004 г. N 156-III-З «О праздничных и памятных днях в Республике Калмыкия» праздник Цаган Сар является национальным праздником Калмыкии.

Первый день праздника в республиках Алтай, Бурятия, Тыва, Якутия и Забайкальском крае, а также на территориях Агинского Бурятского автономного округа и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа является выходным днём.

Юлия Солнцева

5 марта 2019