Поющий народ Севера: о чукотских песенных традициях
Что обычно представляет себе среднестатистический человек, когда слышит или читает заветное слово «подарок»? Наверняка какую-нибудь красивую безделушку, модный гаджет, в крайнем случае, вещь, необходимую для хозяйства. А чукча непременно задумается… о песне.
У коренного народа Чукотки до сих пор живет традиция дарения песен, причем собственного сочинения, по любому важному поводу. Первую песню – именную – в подарок человек получает, еще будучи новорожденным, в качестве колыбельной от своих родителей. В песне младенцу «дается» имя, а также высказываются мечты родителей о будущем. Сыну желают стать искусным охотником или оленеводом, а дочери – мастерицей и хорошей хозяйкой. По мере взросления человек учится сочинять личные песни, а также заучивает песни своего рода, своих предков.
В личной именной песне чукча, как правило, выражает свою индивидуальность, характер, а родовую – учит, чтобы сохранить преемственность поколений.
Обычно песня исполняется знаменитым гортанным (горловым) способом, известным на Чукотке как похрип, однако, может исполняться и обычным напевом.
«Чукчи любят пение, особенно во время праздников. Каждая семья и даже каждый человек имеет несколько собственных напевов. Одни из них наследственные, другие собственного сочинения».
- В.Г. Богораз «Чукчи. Часть I. Социальная организация»
Хотя традиционно родовые песни передавались только от родителей к детям, в настоящий момент многие мотивы вошли в репертуар чукотских национальных самодеятельных и профессиональных ансамблей.
Так, традиция дарения и передачи песен из поколения в поколение поспособствовала сохранению самобытности чукотского народа: сейчас из уст чукчей можно услышать древние песни, звучавшие на северных широтах много веков назад.
Фото с сайта pri.org
Зинаида Велькина
27 февраля 2019