Слишком белый для чёрных, слишком чёрный для белых
Соединённые Штаты Америки. Чернокожий пианист, настоящий виртуоз своего дела. И его гастрольный тур по югу страны. Казалось бы, ничего необычного или вызывающего в этом не усматривается. Для нас, людей из XXI века. Но отнюдь не для американцев середины прошлого столетия. Екатерина Опарина советует посмотреть картину «Зеленая книга», на днях получивший «Оскар» в главной номинации «Лучший фильм».
Режиссёр не ставил цели продемонстрировать все ужасы той эпохи. Всё-таки это комедия, а не драма. Тем не менее, без их упоминания теряется весь смысл повествования. И хотя расовая дискриминация в США – общеизвестный исторический факт, она в очередной раз шокирует. Поражает и то, что действие происходит не в какое-нибудь Средневековье. 60-е годы прошлого века – время, не так далеко ушедшее от нас, время появления на свет наших родителей. В 60-е люди активно осваивают космическое пространство, погружаются в Марианскую впадину, создают первые компьютерные игры и запускают высокоскоростные поезда. В то же время в цивилизованной и активно развивающейся Америке темнокожего человека не пускают в обыкновенный туалет, предлагая воспользоваться деревянной будкой на улице. Для нас это дикость, а для культурных американцев из «высшего общества» тех времён – норма и порядок вещей. Расовую сегрегацию отменили лишь в 1964 году, но фактически она сохранялась в стране до 1980-х.
В начале 60-х музыкант Дон Ширли, афроамериканец, живущий в Нью-Йорке, собирается в турне. Он осознает, насколько опасно ему появляться, скажем, в Кентукки, Северной или Южной Каролине. Чтобы защитить себя, Ширли нанимает водителем и телохранителем Тони Валлелонга по прозвищу Болтун – американца итальянского происхождения, бывшего «вышибалу» из ночного клуба «Касабланка». Худшего выбора и представить себе нельзя – Тони ненавидит чёрных и готов выбросить стакан, если из него однажды выпил воды темнокожий человек.
Слишком белый для чёрных, слишком чёрный для белых. Именно так отзывается о себе главный герой Дон Ширли.
По сравнению с типичными афроамериканцами, населяющими южные штаты, музыкант слишком образован. Он совершенно не знаком с их культурой и обычаями. Даже типичная еда чёрных – жареная курица и кукуруза – ему непривычна и незнакома. И Тони Валлелонга, чья жизнь, по его же собственным словам, чернее, чем у Дона, знакомит его с простой пищей и музыкой, которая, как принято считать, должна нравиться ему «по крови».
В процессе путешествия между этими двумя полярно разными людьми складываются специфические взаимоотношения.
Тони учит Ширли быть чёрным, Ширли учит Тони быть белым.
Само название фильма – «Зелёная книга» – неслучайно. Именно так в середине прошлого века назывался справочник гостиниц и ресторанов «для цветных». В места для белых таким как Ширли (даже если они образованны и культурны) путь заказан. Но опять-таки мы видим странный диссонанс: в местах, где Дона видеть рады, к Тони относятся не столь приветливо. Афроамериканцы очень подозрительны к итальянцу. Будь он один, вероятно, ему бы не поздоровилось.
За весь фильм зритель видит множество смешных сцен: комедия полностью оправдывает свое жанровое определение. И лишь под конец веселье сменяется печальным «послевкусием». Мы осознаём не только дикость нашего мира, но и те проблемы, которые вызывает расовая сегрегация. Мы замечаем, как одинок и пессимистичен Дон. Насколько тяжело человеку, который, вроде бы, вполне успешен и уважаем в обществе. Услышав восхищённые рукоплескания в зале, пианист отвечает улыбкой, заходит за кулисы и тут же «стирает» её с лица.
Ему предстоит подняться в свою квартиру, расположенную прямо над залом, и остаться наедине с собой и своими регалиями. Тогда как зрители, на первый взгляд, менее успешные и счастливые, возвращаются домой и проводят время весело со своими семьями.
Неудивительно, что каждый вечер единственной подругой Дона является бутылка дорогого вина, выпиваемая в гордом одиночестве.
Несмотря на кажущуюся простоту и комедийность, фильм довольно серьёзный. Он наглядно показывает пороки общества и объясняет людям, почему расизм – пережиток прошлого. Благодаря лёгкости просмотра его можно даже назвать куда более действенным, чем какое-либо скучное документальное кино. А ещё в кинокартине прекрасно подобраны актёры (в частности, Вигго Мортенсен, сыгравший Тони Болтуна и Махершала Али, исполнивший роль Дона Ширли) – им по-настоящему веришь. Их профессионализм и работу режиссёра Питера Фарелли отметили и критики – «Зелёная книга» уже получила три награды на премии «Золотой глобус» (в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий» и «Лучшая мужская роль второго плана»). Кроме того, картину не могли обойти стороной на церемонии «Оскар-2019»: Махершала Али получил статуэтку за лучшую мужскую роль второго плана, а сам фильм был удостоен премии за лучший оригинальный сценарий и номинации «Лучший фильм».
Екатерина Опарина
26 февраля 2019