Ирина Терентьева: Буду продвигать коми язык в Салехарде

Ирина Терентьева: Буду продвигать коми язык в Салехарде

Ирина Терентьева – студентка второго курса Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина направления «Филология».  Девушка приехала учиться из столицы Ямало-Ненецкого автономного округа, города Салехард. Школа межэтнического журналиста узнала у Ирины, какова жизнь коми за пределами республики.

- Ирина, расскажите немного о вашем городе, есть ли у вас национальные праздники?

- Салехард – небольшой город на полярном круге, столица Ямало-Ненецкого автономного округа. Самый национальный масштабный праздник - это "День оленевода", где проходит смотр национальной одежды (коми, ненцы, ханты), парни соревнуются в национальных видах спорта: национальная борьба, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей (тынзян – ременной аркан длинною 30 метров). И самое зрелищное – гонки на оленьих упряжках. Праздник проходит в конце марта на реке Шайтанка в центре Салехарда, оленеводы ставят чумы и угощают вкусностями из оленины гостей и жителей Салехарда.

- Отличается ли жизнь в вашем городе от жизни в столице Коми? Чем?

- В принципе, ничем, люди также живут, работают, но может быть тем, что у нас развито оленеводство, и оно ставится выше других профессий. У нас нередко можно встретить оленя или нарту, которая будет проезжать по Салехарду.

- Ваша семья давно проживает в Салехарде или вы переехали туда?

- В Салехарде родились мои мама и папа, даже дедушка и бабушка, но когда-то 100 лет назад наши предки со своими оленьими стадами пришли из Ижемского района РК, т.к у оленей началась копытница и нужно было искать новые пастбища.

- По национальности ты коми-ижемка? Есть ли какие-то отличия в жизни представителей твоего этноса от жизни ненцев?

- Да, я коми-зырянка, но мы себя называем изьватас. Мы разговариваем на ижемском диалекте коми языка. Ненцы – коренной народ Ямало-Ненецкого автономного округа, а изьватас – нет. Но мы занимаемся одним и тем же, оленеводством.

- А чем занимаются твои родители?

- Мои родители оленеводы. Олени – это их жизнь, куда олень – туда и они. (Улыбается) Это и жилище, и пища, и одежда, и транспорт.

- В вашей семье есть какие-нибудь обычаи, может, семейные праздники?

- Мы люди православные и отмечаем все православные праздники. Обычаи? – Наверно, не в каждой семье встретишь такое, когда люди в семье носят повседневно национальную одежду. У нас так принято, и женщина не должна выходить на улицу без головного убора (бабаюр).

В нашей семье нет традиции – пить оленью кровь. Но действительно кровь пьют и она очень полезна. Оленей забивают для пищи, для шкуры. В ноябре забивают на продажу около 1000 голов за 2-3 дня.

- Как известно, во многих странах существуют специальные свадебные обычаи. Есть ли у вас какая-нибудь традиция, связанная с замужеством?

- Да, есть. Наши мужчины всё ещё ездят свататься к своим невестам. Если родители соглашаются, то назначается дата следующих «переговоров», обычно это происходит через год. Если назначена следующая дата, это значит, что родители невесты согласны выдать дочь замуж. На протяжении этого года невеста шьет себе приданое: восемь малиц, десять пар сарафанов, кисы, бурки – две пары, покрытие из шкур для чума. Отец невесты делает ей женскую нарту и грузовую, жерди для чума. Мама жениха также готовит для него приданое: малицы, парки, кисы, тобаки. А жених делает нарты для аргиша (обоз из нарт – прим.ред.). В назначенный для переговоров день жених приезжает и их с невестой впервые сажают рядом, этот обряд называется кикучесьöм («держаться за руки»). В этот день назначается день свадьбы. Рано утром тети жениха идут к невесте, чтобы завязать ей головной убор, сначала заплетают ей косы. Между собой договорившись, они начинают плести, одна за девочку, другая за мальчика, кто быстрее заплетет, такого пола и будет первенец. В это время невеста плачет. Если девушка выходит замуж за коми-оленевода, то она должна носить национальную одежду повседневно.

- Проживает ли кто-нибудь до сих пор в чумах? И жила ли ты?

- Да конечно, у нас оленеводы все еще живут в чумах. У нас в семье четверо детей и до семи лет, пока не пошли в школу, мы тоже жили в чуме.

- Не тяжело ли в столь современном мире жить вдали от цивилизации?

Нет, сейчас там уже есть цивилизация: электричество, интерактивное телевидение. Так что жизнь в чуме продолжается и с каждым годом они всё развиваются.

- А где ты любишь отдыхать? Не хочется ли тебе в жаркие страны – на солнышко?

- Зачем ездить на отдых в другие страны? Когда совсем рядом есть места, где прекрасно можно провести время. Уверена, что большинство никогда не видели оленя, а тут и прокатится можно, и в национальные игры поиграть, и даже пожить в современном чуме!

- Кем ты себя видишь в будущем, после получения образования? Готова вернуться в чум и заниматься оленеводством? Или развивать там туризм? Или останешься в городе?

- Я хочу быть журналистом программ на коми языке в своём родном городе. В чум вернуться готова, но не работать там, так как там очень сложные условия и маленькая заработная плата, очень маленькая... Мои родители не хотят, чтобы я работала в оленеводстве, по тем же причинам.

Беседовала Владислава Муравьева