Последняя свадьба удмурта: переосмысление свадебной традиции
Похоронные традиции разных народов как правило похожи. Но бывают и исключения. Например, самобытный удмуртский поминальный обряд «йуд-пид-сетон», во время которого принято не грустить, а радоваться.
Согласно языческим представлениям удмуртов, у человека в жизни происходит три свадьбы – с жизнью при рождении, с суженым, и со смертью. Последнее имеет много названий – «свадьба наоборот», «свадьба коня», «последняя свадьба», но все они отражают суть.
Обряд похож на обычную свадьбу, но, в отличие от неё, йуд-пид-сетон «скрепляет» душу умершего со смертью, его окончательный переход в мир мёртвых. Вместо приданого – жертва, время проведения – зима. Чаще всего выбирается день зимнего солнцестояния, когда природа умирает и торжествует мёртвый мир. Однако на йуд-пид-сетоне также принято веселиться и радоваться.
В отличие от «классических» погребальных обрядов йуд-пид-сетон проводится не менее, чем через год после смерти. Допускается совершить его и через несколько десятков лет. Примечательно также, что обряд проводится только для усопших в пожилом возрасте: умерший молодой человек не может претендовать на «подарок».
Обряд подразумевает приношение в жертву животного, но допускается выбор «кандидата» умирающим.
Также йуд-пид-сетон сопровождается специально написанными для него песнями.
Проведение обряда включает в себя несколько этапов. Жертвенное животное с утра объезжают против солнца вокруг кладбища, а затем поворачивают головой на север: предполагаемое место расположения страны умерших. После заклания оно варится для съедения на ритуальной трапезе, где будут присутствовать родственники. Однако едят не всё: значительная часть складывается в лукошко, которое понесут на кладбище в качестве подарка. На месте снова запеваются песни, разжигается костёр для защиты от потусторонних духов, участники обряда снова веселятся. Вручив подношение и сделав необходимые действия, они уходят: самый старший участник пропускает каждого по одному, отгораживая живых от мёртвых. По возвращении родственники рассказывают оставшимся дома, как они сходили и «отпраздновали», а затем все расходятся.
В 2012 году Лев Вахитов и Светлана Стасенко сняли о ритуале документальный фильм киностудии НЭЦКИ имени Саввы Кулиша «Сквозь хвою хвойных деревьев». Съёмки фильма проходили в деревне Варклет-Бодья в Республике Татарстан. Несмотря на то, что она административно находится в составе татарской республики, её национальный состав составляют удмурты. Этнографическую составляющую картины отметило жюри VIII Российского фестиваля антропологических фильмов, вручив специальный приз за лучшую этнографию. Поэтому можно сказать, что работа Стасенко и Вахитова достоверно точна в передаче обряда йуд-пид-сетон, и к ней можно обратиться любопытствующим, так как увидеть обряд своими глазами могут далеко не все.
Альбина Ахатова
Фото - кадр из фильма "Сквозь хвою деревьев" (timeout.ru)
25 февраля 2019