Свои среди своих
Культуру любой страны или какого-то определённого региона формируют люди, которые там проживают. Все без исключения. А теперь представьте, как богата и насыщенна культура Камчатского края. Ведь кто здесь только не живет: русские, украинцы, башкиры, азербайджанцы, греки и т.д. Называют Камчатку своей Родиной коренные малочисленные народы Севера: коряки, ительмены, чукчи, эвены, айну, камчадалы и алеуты, – ведь они тут обосновались ещё до присоединения полуострова к Российской империи. По данным Всероссийской переписи за 2010 год в нашем крае проживают представители 134 национальностей, и все они сохраняют свои обычаи и традиции. Но это не значит, что у нас на полуострове живут люди чужие или «понаехавшие». Мы все приехали на Камчатку! Разница лишь в том, что кто-то это сделал пятьдесят лет назад, а кто-то вчера. Многие искали здесь заработка, а нашли дом и любимый край. Хотя бы это объединяет нас всех. Но ведь не только это, согласитесь!
Нас связывает общая история, ведь уже не один век мы вместе живём в одной стране, под одним флагом. А так же мировоззрение, которое присуще жителям России. Нас также объединяют общие привычки, проблемы, которые у всех одни. У всех нас общая валюта – рубль. Рублями мы расплачиваемся в магазинах, получаем зарплату и одинаково радуемся, когда случайно находим заначку в кармане прошлогодней куртки. Во время очередного кризиса все одинаково недовольны скачками цен и сокращениями на работе. Плюс любой, кто живет на территории России, обязан соблюдать законы нашей страны, и в первую очередь Конституцию РФ и пройти службу в армии, независимо от того, какой человек национальности.
А как же великий и могучий русский язык? Он тоже объединяет. Поскольку все, кто проживает на территории нашей страны, знают его, и поэтому мы – 145 миллионов человек можем легко общаться друг с другом. Так же, Законом о свободе совести и многими другими законами Конституции РФ, всем нам гарантировано право на уникальность, а это значит, что никто не может запретить человеку следовать культуре именно своего народа, говорить, общаться не только на русском, но и на своём родном языке.
А ещё все наши сограждане обязательно интересуются жизнью соседних регионов и, конечно же, государств. Почему? Да потому, что мы соседи! У многих родственники проживают, например, на Украине, в Белоруссии. Да и просто в повседневной жизни людям интересно знать: «А как же поживает любимый сосед? Что у него нового? Куда летит в отпуск летом, и на какие средства?». Такова человеческая сущность.
Узнавая подробности жизни соседей, мы вольно или невольно сравниваем наши условия и традиции, перенимаем обычаи, заимствуем способы приготовления блюд, повторяем что-то в одежде, или, наоборот, отвергаем. Так происходит с каждым народом. Только проживающий в полной изоляции народ ничего не перенимает у соседей – не у кого. Но как только до него доберётся «чужой» человек, другой национальности, то механизм «соседства» сразу же начнет свою работу. Так каждое племя начинало своё движение к ассимиляции.
Традиции и обычаи у разных народов зарождались в разные времена, но зачастую, сравнивая их, мы находим похожие обряды у непохожих народов, или, например, узнаём слова, означающие один и тот же ритуальный предмет. И в итоге, можно прийти к выводу, что мы гораздо больше связаны друг с другом, чем думаем.
Давайте на примере всем известной традиции убедимся в этом!
Закройте глаза и представьте свадьбу. Не обязательно свою или кого-то из знакомых, а просто как торжество. Что вам представляется? Скорее всего: невеста, белое платье, свадебный букет, ресторан с тамадой, плачущие от радости родители молодожёнов, веселье и крики «Горько!». А что если вместо дорогой причёски невесты будут две или три косички, вместо шикарного платья – кухлянка из оленьей шкуры, обшитая бисером? Ведь именно так на свою свадьбу нарядится любая корякская невеста. А знаете, без чего ещё не пройдет ни одна корякская свадьба? Без ритуального забоя оленя для обряда помазания. Старейшина рода свежей кровью животного в торжественный день мажет головы и животы молодоженов, а так же их утварь и нарты. Считается, что это помогает молодой семье обрести счастье и достаток. Вам кажется этот обряд диким? Тогда предлагаю вспомнить поговорку: «какая русская свадьба без хорошей драки!?». Устраивают это не всегда приятное событие знатно подвыпившие гости. Но кто сказал, что это нравится молодым? Что это весело? Вот это – дикость! А ритуальный забой оленя, – животного, благодаря которому племена коряков тысячелетиями выживают в тундре, обряд помазания молодожёнов кровью этого животного – священное действие. И этим можно объяснить корякский обычай. Но как объяснить человеческое насилие над другим человеком во время праздника? А ведь главный смысл свадебного обряда в том, чтобы молодожёны были счастливы и ни в чем не нуждались. Разве не для этого в ХХI веке мы кидаем в сторону новобрачных рис и монетки? А в начале ХХ молодых осыпали хмелем. Люди любят своих родственников и желают им самого лучшего, только каждый народ выражает это согласно своим традициям и обрядам.
Все мы привыкли, что у большинства народов России жених сам приезжает за невестой, но у эвенов – всё иначе. Именно невеста, на украшенном олене, едет к юрте своего суженого. Следом идут четыре женщины, которые заметают следы, чтобы невеста забыла дорогу домой. При этом девушке накидывают на голову платок, который закрывает лицо, чтобы она не подглядела дорогу. Прибывшая на место процессия объезжает юрту три раза, а в это время при каждом повороте парни стреляют из лука, отгоняя злых духов. Затем, молодожёны кланяются священному дереву – лиственнице. Разве не напоминает православный обряд венчания? Молодые приходят в церковь, чтобы скрепить свой союз на небесах, перед Богом. Если эвены кланяются в день свадьбы лиственнице, стало быть, нечто духовное так же важно для них, как венчание для русских, то есть, таким образом молодожёны показывают, что их союз навсегда, на всю жизнь. Кстати, камчатские эвены давно и охотно приняли православие, но вот обряд поклонения лиственнице сохраняется у них до сих пор.
У славян после свадьбы жених и невеста едут в свой общий дом. Согласитесь, будет странно, если каждый уедет к себе? А вот, например, у башкир всё не так просто. Когда приходит время девушке переезжать к законному супругу, то её родственницы устраивают разные козни и препятствия. Например, кровать невесты перетаскивают в лес, обвязывают её тугими узлами, а концы веревки прячут у корней деревьев. Саму девушку сажают на эту кровать. Родственницы жениха должны найти её, а потом ещё и побороться за невесту с её родней, которая это подстроила. Всё это гарантирует порванную одежду и синяки, – в лучшем случае. А у русских есть прекрасная свадебная традиция – выкуп невесты. Она проходит до свадьбы, но, так же как и у башкир, родня жениха с ним во главе должна «побороться» за невесту. Только всё это довольно мирно и сопровождается весёлыми конкурсами и заданиями.
Все молодожёны разные, не похожие друг на друга. Но все - с одинаково счастливыми улыбками на лице и смотрят друга друга влюблёнными глазами. У разных народов отмечают свадьбы по-разному, но цель – одна: быть со своей второй половинкой, а так же сохранить и преумножить традиции семейных отношений. Разрез глаз и цвет волос ни на что не влияет, пока мы живём под одним небом, дышим одним воздухом, и нас объединяют общие мечты.
Автор текста - Кристина Ганиева, студентка Школы межэтнической журналистики, г. Петропавловск-Камчатский.
Автор фото - Виктор Гуменюк.