Пример добрососедства
Старая Сарепта считается одним из самых загадочных и мистических мест в Волгограде: то какой-нибудь прохожий встретится с призраком по дороге в магазин, то охранник услышит подозрительный вой из закрытого подвала, то очередной приглашенный ясновидящий начнет разговаривать с духами. Эти легенды и истории настолько сильно привязались к этому, на первый взгляд, мрачному месту, что уже мало кого ими можно удивить или напугать.
Мрачные старинные немецкие дома с обшарпанными стенами и разбитыми окнами вносят свой непосредственный вклад в развитие интереса любителей страшных историй. Но только ли пугающими сказками привлекает Сарепта?
Когда-то это место было заселено немецкими колонистами - гернгутерами, которых пригласила Екатерина II с целью духовно обогатить местный народ степи и улучшить инфраструктуру края. Очень скоро Сарепта стала успешно развиваться в различных сферах жизни - сельском хозяйстве, легкой промышленности, естественных науках и т.д. А прибывшие гости сумели подружиться с коренным населением, среди которых были русские, татары, калмыки и представители других народов. Взаимопроникновение культур и многообразие традиций разных народов не могли не отразиться на повседневной жизни обитателей поселения, которыми в большинстве своем были немцы.
Так как главной миссией гернгутеров было нести слово Божие представителям других конфессий, немецкие поселенцы начали вести миссионерскую деятельность среди своих соседей. В общину мог вступить каждый, принявший гернгутское вероучение и ведущий праведный образ жизни, независимо от этнической принадлежности. Это зародило основы многовековой национальной и конфессиональной терпимости сарептян.
Лютеранские особенности образа жизни, культуры, ведения хозяйства – всё это «впиталось» в общество местного населения, внесло значительный вклад в развитие края. Сарептские протестанты помогли своим соседям-калмыкам создать свой собственный алфавит, лечили их. Калмыки, в свою очередь, делились с немцами тонкостями животноводства и растениеводства.
- Немцы учили калмыков медицине, а те помогали сарептянам разводить скот и выращивать разные растения, - вспоминают потомки сарептян.
Стоит отметить самобытность местной кухни – это совмещение немецких кулинарных техник и уникальных местных продуктов, таких как нардек или арбузный мед, горчичное масло и кофе из семечек арбуза. Последнее – поистине уникальный продукт: излюбленные натуральным кофе немцы, приехав сюда, затосковали по любимому напитку, и нашли альтернативу самому главному ингредиенту, кофейным зёрнам, в семенах арбуза. Отведать необычный напиток, а также национальные кухни сарептян и их соседей сегодня могут все желающие – для этого достаточно посетить клуб «Гличъ», расположившийся в музее-заповеднике «Старая Сарепта». Рецепты блюд, которые здесь предлагают отведать посетителям, восстанавливались по рассказам коренного местного населения. Одним из самых популярных считается степной чай на основе трав и листьев.
Современная Сарепта продолжает развивать традиции межнационального диалога, заложенные сотни лет назад. Здесь работают национальные центры русского, татарского, немецкого, украинского, белорусского и калмыцкого народов.
Дружба представителей разных народов, культур и религий, зародившаяся в XVIII веке, сохраняется по сей день. Это ли не самая таинственная и интересная часть истории Сарепты?
Татьяна Кожемякина
9 июня 2018