Новый Иерусалим: православный, светлый, наш

Новый Иерусалим: православный, светлый, наш

Как-то вечером я коротала время в твиттере: искала аккаунты музеев и культурных центров России. Сейчас в стране очень много интересного: краеведческие музеи, музеи промыслов, картинные галереи, заповедники. Особенно моё внимание привлек аккаунт под названием «Новый Иерусалим». Думаю, что это за место такое?

Оказывается находится этот огромный комплекс совсем недалеко от Москвы, в городе Истра. На одной территории - Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь и общедоступный светский музей «Новый Иерусалим».  В одни из майских выходных я туда отправилась.

Путешествие началось с посещения музея «Новый Иерусалим». Суперсовременное уникальное здание построено рядом с монастырем в чистом поле. Музей оформлен в виде кургана: склоны покрыты травой, есть подземные этажи, большой конференц-зал, огромная парковка, кафе и большие просторные этажи с экспозициями. На территории музея работают сувенирные магазины, где можно приобрести не только магниты на холодильник или календари, но и литературу об искусстве, книги для детей, местную газету «Истра».

Там я посетила концерт классической музыки, посвященный 200-летию балетмейстера Мариуса Петипа. Француз по происхождению, Мариус посвятил себя полностью русскому балету. В том числе, работал вместе с Чайковским над либретто знаменитых балетов «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Русский балет – это бренд, визитная карточка дореволюционной императорской России – настоящее национальное и культурное достояние. 

 

История монастыря

Не менее значимое достояние России – ее белокаменные монастыри. Монастырь в Новом Иерусалиме основан Патриархом Никоном на рубеже между Средневековьем и Новым Временем в 1656 году. Главным замыслом Никона было воссоздать комплекс святых мест Палестины. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма. Данные о его размерах приведены в старинных рукописях. Воскресенский Собор (1656-1685) создан по образу и подобию Храма Гроба Господня.

Первая инициатива перенести образ Храма Гроба Господня на русскую землю шла еще от Бориса Годунова (1552-1605). Главной его идеей было создать комплекс под названием «Святая Святых» в Московском кремле, но проект так и не был осуществлен.

В Воскресенском Соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресенья Спасителя.

При Патриархе Никоне возведены традиционные для русского зодчества деревянные сооружения. В 1656 году строится деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями.

Почему комплекс получил название Новый Иерусалим? 

18 октября 1657 года царь Алексей Михайлович присутствовал при освящении и, глядя на обитель с Елеонского холма, назвал впервые монастырь Новым Иерусалимом. Это событие отмечено на кресте, установленном на Елеоне. 

 

Почему данное событие очень важно для национального и культурного достояния России?

Патриарх Никон хотел подтвердить идею единства мирового православия, а главное утвердить русское государство его центром.  Все близлежащие окрестности монастыря переименованы на библейский лад. Монастырь заложен на холме, прозванным Сион, к востоку от него – Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере – холм Фавор, река Истра переименована в Иордан.

В XX веке с приходом советской власти Новый Иерусалим стал духовной пустыней: храмы и часовни Русской Палестины были разрушены, святые места осквернены. Но, несмотря на это, в 1921 году в стенах монастыря образован краеведческий музей, который позволил сохранить культурное наследие.

 

В 2005 году совершена закладка Вознесенской часовни недалеко от места, где стоял разрушенный в 1941 году немцами храм Вознесения Господня. В настоящее время здесь построена деревянная шатровая церковь.

В том же 2005 году был заложен храм неподалёку от того места, где Патриарх Никон основал Новодевичий монастырь, «нарицаемый Вифания». Вифания – город из Нового Завета.

29 января 2006 года освящён белокаменный Поклонный Крест, водруженный на месте разрушенной в 1920-х годах Елеонской часовни.

Таким образом, Истринская земля вновь обретает своё назначение Святой Земли, знаменуя возрождение исторической памяти.

Перед монастырём сейчас стоят задачи возрождения общежительной монашеской жизни с её духовными, церковно-историческими и литургическими традициями, возобновление и расширение издательской, музейной, паломнической деятельности.

Новый Иерусалим должен восстанавливаться как великая святыня христианского мира и как духовно-воспитательный и образовательный центр , призванный раскрывать всем, а особенно молодежи, душеполезный смысл нетленных ценностей нашего Отечества.

Что поражает в Новом Иерусалиме?

Территория монастыря ухожена, красива и удобна: везде есть асфальтированные дорожки, указатели и кафе. Чувствуешь себя свободно и непринужденно. Я была в храме в воскресенье и попала на утреннюю службу. Съёмка во время литургии запрещена. Церковные «лавки» поражают многообразием выбора: литература для детей, путеводители, просветительская литература. Там же можно приобрести практически любую икону.

После литургии батюшка читал проповедь. Он рассказывал о скромности Иисуса Христа: своим ученикам он не говорил, что он и есть Господь, но поведал об этом случайной женщине-грешнице. Я впервые услышала проповедь, которую читали просто и доступно.  Вышла я из храма наполненной духовной энергией, несмотря на ненастную погоду и предстоящую дорогу домой в Москву.

 

Почему я выбрала данную тему? 

На данный момент, сохранение культурных ценностей стоит на первом месте. Посещение Нового Иерусалима дало мне твёрдое убеждение в том, что православие и церковная жизнь – неотъемлемая часть русской культуры, которая требует особого внимания в современных реалиях. Долгая эпоха советской власти с её атеистическими настроениями способствовала разрушению христианских традиций, соблюдаемых много веков. Чтобы вновь обрести целостность культурного мировоззрения, необходимо обращать внимание на такие комплексы, как Новый Иерусалим, так как православие и христианские ценности тесно связаны с русской культурой.

Текст и фото Ксении Ненаховой.

1 июня 2018