"Казаки завоевали право быть народом!"
5 мая в Москве среди тех, кто разгонял мирный митинг, неожиданно оказались представители российского казачества. Избивали они протестующих в соответствии с казачьей традицией — нагайками. В Томске казаков на митингах пока не замечено, как выразился томский атаман «мы с УВД дел не имеем».
— Мы — народ! Есть федеральный закон о репрессированных народах, там упоминается и казачество, — утверждает атаман Томской ассоциации казачьих общин и обществ Александр Казаков. — В 1992 году президент Борис Ельцин его подписал, признал нас народом. Не нравится кому то — их право. Жизнь всех рассудит.
Верховный совет России в 1992 году действительно принял постановление «О реабилитации казачества», но ученые о статусе казаков спорят до сих пор. Для одних они — потомки беглых крепостных, для других — обрусевшие хазары и черкесы, третьи видят в казаках тюркских кочевников. У томского атамана на этот счет свое особое мнение.
— По официальной версии казаки — беглые крепостные. Но мы есть в былинах тех времен, когда на Руси еще и крепостничества-то не было! Проследить происхождение казачества сейчас сложно. Любые версии имеют право на жизнь. Свобода слова ведь в стране, вот версии живут и гуляют. В девяностые мне на одном мероприятии попалась книга «Чуваши и казаки». Книга была в одном экземпляре, не продавалась. Я тогда расстроился очень, но с автором переговорил. Он утверждает, что казаки пришли из междуречья Тигра и Евфрата вместе с чувашами.
Есть у казаков свой писатель, атаман Северо-Западного округа «Союза Казаков» Борис Алмазов. Но томский атаман с казачьим писателем не согласен, называет его «сказочником».
— Есть у Алмазова книга «Ермак» с описанием обычаев сибирских казаков. Но никаких сибирских обычаев в те времена не было! С Ермаком шли донские, кубанские, терские и черноморские казаки. Они принесли в Сибирь очень разные традиции, многое переняли у татар. Вот смотрю я шоу «Едим дома» с Юлией Высоцкой: она без платка по кухне бегает, волосы торчат. А ведь так нельзя! После таких кулинаров то в пирожке волос поймаешь, то из каши вытащишь. Свою бабушку я с неубранными волосами на кухне даже представить не могу. Вот и татарки на кухню без платка не заходят, чтят устои предков.
Александр Казаков — потомственный сибирский казак. Предки его живут в Томске с XVII века, почти с основания города (томский острог построили в 1604 году). Есть родственники из хуторка рядом с городом Новоанинском — донские казаки. Казаковых в Москве тоже много, но столичных родственников Александр не вычислил. Зато нашел информацию, что фамилия его распространена не только среди казаков.
— Куча татар с фамилией Казаковы, но они, конечно, не казаки. «Казак» ведь в переводе с тюркского «гусь», — удивляет атаман. — Версий происхождения фамилии много, но ясно, что она тюркская.
Уточняем, по «Этимологическому словарю русского языка» Макса Фасмера «казак» — свободный человек, бродяга и искатель приключений. А слово «каз» переводится с татарского как «гусь».
В Томске казаки живут с начала XVII века. По версии историков, основали город сургутский казак Гаврила Писемский и тобольский стрелец Василий Тырков. Государственные казаки несли службу на границах Томской губернии, но сам Томск «казачьим» никогда не был. В революционные годы XX века казаки помогали полицейским разгонять демонстрантов, а в СССР их репрессировали как противников режима. Сейчас казаки живут скромно, почти незаметно для горожан: разводят коней, охраняют дачные участки, организуют казачьи классы и клубы для молодежи. Правда, недавно казачьи классы томский муниципалитет закрыл.
— В казачьих классах были конно-спортивные занятия, упражнения с оружием, уроки по истории казачества и военной истории, — вспоминает атаман. — По всей России такие классы создавались, где-то и сейчас есть. Нашим соседям проще. В Бердске есть Казачий кадетский корпус имени Героя России Олега Куянова, есть Сибирский кадетский корпус в Новосибирске. В Кемерово казачьих классов нет, но развито клубное дело. Мы сейчас по такому же пути идем, создаем клубы.
В клубы берут не только казаков. Были там и узбеки и даже парень с китайской фамилией Чжан-фа. Но учиться в казачьем классе — не значит быть казаком. Им можно только родиться. Проверить, настоящий казак или «ряженый» очень просто, уверен Александр.
— Что такое 10 миллионов на 140 миллионов населения России? Да, мы все друг друга знаем. Была показательная история: приехал в Томск с Урала атаман, начал хвалиться происхождением. Я решил проверить, подозвал атамана из Стрежевого, который сам родом с Урала. Тот задал гостю несколько вопросов и мы мигом его раскусили.
10 миллионов казаков — цифра, которая официально не подтверждается. По переписи населения 2002 года в стране насчитали 140 тысяч казаков. В Сибири казаками записались 671 человек, а в Томске всего 4. В 2010 году графу «казаки» в России выбрали 67,5 тысяч человек.
Помимо данных переписи в России есть некий государственный реестр казаков. В нем, по словам Александра Казакова, во всей России всего около 500 человек, к государственной службе по закону допускают только реестровых. Чтобы службу начать, казакам нужно заключить договор с заинтересованными органами исполнительной власти. В списке видов казачьей службы — охрана общественного порядка, муниципальной собственности и даже ликвидация чрезвычайных ситуаций. Например, в конце мая стало известно, что новосибирские казаки утвердили порядок заключения договоров с местной властью. Но пока чем займется тамошнее казачество — не ясно. На сайте Томского отдела Сибирского казачьего войска официальных документов много, но сведений о договорах по оказанию власти услуг — нет. По крайней мере, пока.
Сибирское казачье войско сегодня — общественная организация. С армией ее связывает только название и программа подготовки призывников. Были особые казачьи части, но c 2014 года призыв в них прекратился. Чины, погоны и награды у казаков свои, особые. Нижние чины присваивает окружной атаман, младшие и старшие — есаул. Чины, начиная с есаула присваивает представитель президента России, генеральское звание — сам президент. Александр Казаков дослужился до полковника, погоны получил в Управлении президента по вопросам казачества в 1998 году. Позже это управление расформировали. Почему — атаман не знает. Говорит, «надо спросить у ВВП». У казаков вообще много претензий к государству. В первую очередь, за противоречия в законах.
— Борис Ельцин в 1996 году издал указ «О государственной службе российского казачества». Прошло почти 30 лет, а дело наше ни на миллиметр не сдвинулось, — возмущается Александр Казаков. — Потому что закон 1996 года противоречит закону «О государственной гражданской службе». В последнем четко прописано, кто такие госслужащие, как они поступают на госслужбу, как ее проходят, указаны полномочия и обязанности. А вот закон о госслужбе казачества ничем не наполнен. Непонятно даже, как мы должны на эту службу попадать.
Другая причина недовольства казаков — цензура. В феврале этого года казаки со всей страны съехались в Москву на Большой круг. Томские составили обращение к российскому казачеству с предложением объединения. Но в областном комитете по внутренней политике документ переписали, не понравилась им «критика власти». Исправленное обращение, по словам Александра, потеряло значимость.
— Отношение государства к нам никакое, — жалуется атаман. — С законами о госслужбе носятся, а толку никакого. Тридцать лет ждали уточнений — не дождались. Поэтому я из реестра и ушел, хотя 17 лет жизни на него потратил. С Большим казачьим кругом тоже глупо вышло: собрали полторы тысячи человек, гору денег вложили, а результат нулевой. Я бы хотел, чтобы государство казакам просто не мешало. Как говорится, каши нам не надо, дайте только ложку.
Противоречия есть и в самом российском казачестве. На том же Большом круге реестровые, государственные казаки решили объединиться во Всероссийское войсковое общество. При этом мнение большинства — не реестровых казаков — не спросили. В Томске такое разделение тоже существует, но особого конфликта, как считает Александр, нет.
— Я атаман Ассоциации казачьих общин и обществ. Общины у нас — общественные организации, общества — реестровые. Томские казаки между собой не воюют, как это бывает в других регионах.
В атаманах Александр Казаков с тех пор, как в 1990 году в городе Стрежевом появилось казачье землячество «Курень». Каждые пять лет атамана переизбирают, но могут сместить и раньше. Такое решение принимает Совет стариков или казачье собрание на круге. В Томске на памяти Александра «убрали» только атамана Валерия Дорохова, учителя пения. Он оказался ряженым: «присвоил себе генеральский чин и китель сшил».
Спрашиваем у атамана о недавнем случае в Москве с казачьим генерал-майором Евгением Власовым. На сервисе «Мамба» он познакомился с девушкой и привел ее к себе домой. А утром обнаружил, что ночная гостья исчезла вместе с американским паспортом, деньгами и удостоверением генерал-майора.
— Слышал про эту историю, но она меня не заинтересовала. Наказать за проступок Евгения Власова могут. Для этого у казаков есть Суд чести. Но заранее шашкой никто махать не станет.
Шашку, кстати, казаки могут хранить дома и носить на спортивные мероприятия. Для них это не холодное оружие, а семейная реликвия.
— Мне шашка от деда досталась. По традиции, шашку передают старшему сыну или младшему внуку. Собирается семейный совет и решает, кому из них можно ее доверить. А то мало ли, схватит оружие и пойдет по улице махать!
На фото: томский атаман и атаман из села Кривошеино в древнем казачьем костюме.
Роман Чертовских
1 июня 2018