Бай-бай да люли, хоть сегодня умри
В русских деревнях вплоть до 20 века младенцам пели песни с пожеланием смерти ребенку или описанием его похорон: «смертные» колыбельные. О их природе и задачах филологи спорят и по сей день.
Смертные колыбельные встречались повсеместно: центральная Россия, Урал, Сибирь, Русский Север. Разве что на юге страны таких текстов зафиксировано не было. Большая часть записей сделана в 1920-1950е годы, немного - ранее 1900х и чуть позже 1970х годов. По мнению кандидата филологических наук, преподавателя кафедры русского народного устного творчества филфака МГУ Сергея Алпатова, это говорит о традиционности материала и в то же время о более активном использовании жанра во времена войн, голода, социальных катастроф. Смертные колыбельные в деревнях можно было услышать и в 90-е. Так, одни из последних были записаны сравнительно недавно – в 1997 году в селе Никола и селе Лядины Архангельской области (записи хранится в Лаборатории фольклористики РГГУ).
Читать продолжение текста Натальи Костарновой.
31 мая 2018