Чья земля-красавица пирогами да сыром славится?

Чья земля-красавица пирогами да сыром славится?

В Печорском районе Псковской области проживает удивительный народ сето. Сколько их на свете всего, никто не знает, так как представители этой крошечной народности оказались разбросаны по разным частям Евразии. По крайней мере, на псковской земле их осталось чуть больше двухсот человек, и все они неотступно соблюдают свои вековые обычаи и традиции. Как им это удаётся?

Наверное, тысячу лет назад финно-угорские племена еще не разделились и говорили на одном языке. Прошли века, возникли новые народы и культуры, которые теперь называются финно-угорскими, и среди них сетоская. К началу XX века большинство сетоских женщин стали носить одежду с характерной бардовой вышивкой, а на груди – традиционное серебряное украшения в виде чаши – сыльг. Однако к началу третьего тысячелетия нашей эры псковские финно-угры начали утрачивать свою самобытность. Вот тогда-то была создана Печорская районная общественная организация «Этнокультурное общество народа Сето», коренные жители Печорского района Псковской области начали возрождаться свои национальные праздники, а также возникли первые сетоские музеи.

И вот недавно появился ещё один – в Музее истории города Печоры открылся целый зал, посвящённый народности сето. «26 лет назад ни одного сетусского музея не было, а теперь существует уже шесть, -  говорит Ааре Хырн, член Совета Сетомаа Республики Эстония. – Не считая этого зала, который соответствует требованиям рынка и потребности людей узнать друг друга получше».

Разумеется, работникам музея было непросто создать эту экспозицию. Например, такой экспонат, как головной убор сетоской женщины, настолько сложен, что ни одна русская женщина, без специальной подготовки его не соберёт. «Мы обратились за помощью в Тартуский музей,  - рассказывает директор Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск» Наталия Дубровская, - Проконсультировались у тамошних специалистов, как лучше расположить экспонаты – и в результате получили вот такой замечательный зал, в котором особое место занимает коллекция украшений народа сето».

Нельзя не отметить, что владение разнообразными ремёслами всегда было неотъемлемой частью жизни представителей народа сето, поскольку все необходимое они делали сами. Каждый мужчина считал своим долгом научиться ловкому обращению с топором. Сетоские мужчины могли одинаково виртуозно срубить избу и сколотить комод, выточив на нём на городской манер замысловатые узоры. Не бездельничали и женщины Сетомаа (земли Сето). Да разве можно было бездельничать? Ведь издавна парни выбирали себе в невесты ту девушку, которая лучше умела рукодельничать. Поэтому женщины ткали качественное полотно и вязали варежки с затейливыми узорами.

В наше время можно купить всё – и варежки, и полотно, поэтому навыком работы за ткацким станом ещё несколько лет назад даже среди представителей народа сето владели лишь единицы. Но изборские музейщики повысили квалификацию и теперь на любой международной выставке могут заправить ткацкий станок и провести для всех желающих мастер-класс, например, по плетению традиционны сетоских кушаков.  

«Знаете, все костюмы, которые представлены у нас на выставке, и все костюмы, которые надеты на наших сотрудниках, ручной работы, - делится Наталия Дубровская, -  На первых порах реализации программы по восстановлению народного костюма, мы, конечно, столкнулись с некоторыми трудностями, но сейчас нам на помощь пришла ещё одна государственная программа по поддержке ремёсел».

 Любопытно, что сетоским мастерицам из изборского музея удалось воссоздавать почти забытые умения, например, искусство плетения уникального сетоского кружева.

Широкую известность в последние годы приобрели не только реконструированные музейщиками сетоские рукоделия, но и национальная сетоская кухня. Хозяйки в один голос утверждают, что она чрезвычайно питательна и полезна для здоровья. Традиционно на повседневном сетоском столе было всё то же самое, что и у других хозяек. Но женщины сето и сегодня не очень-то любят ходить за продуктами в магазины, а выращивают овощи у себя в огороде и держат коров.

Старинная сетоская поговорка гласит: «Коза – корова бедноты». Это значит, что сето привыкли держать по нескольку коров в одной семье и исстари готовят из свежего коровьего молока много всяких вкусносетей – и в первую очередь, знаменитый сетоский сыр.

Для сетоской кухни характерно ощущение вкуса и текстуры чистого исходного материала в готовом блюде. Традиции приготовления пищи в Сетомаа во многом сохранились и поныне, их, как и секреты рукоделия, сберегают в семьях. Кроме того, приготовлению некоторых народных блюд  в Музее народа сето обучают гостей и туристов.

А впрочем, не стоит рассчитывать, что перед вами откроют все тайны приготовления народных деликатесов. Например, в ответ на нашу просьбу поделиться семейным рецептом изумительного сетоского пирога хозяйка уклончиво ответила: «Рецепт прост: дрожжевое тесто… и частичка души».

«В нашей традиции очень важно накормить всякого приходящего в твой дом. Если человека накормишь – это уже хороший знак», - утверждает Хелью Маяк, председатель Печорской районной общественной организации «Этнокультурное общество народа сето». Поэтому каждый год в Музее-усадьбе народа сето проводится конкурс хозяек, куда они приносят свои сыры и пироги, чтобы специальная комиссия выбрала лучшее блюдо.

Представители народности сето очень любят собираться все вместе. По крайней мере,  они считают своим долгом попасть в августе на главное событие года – фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи». На этом фестивале юные сето могут поупражняться в родном языке (а ведь грамматика сето очень сложна, а своей письменности у сето никогда не было!), поучиться народным ремёслам и кулинарии. Во время празднования повсюду звучит музыка, люди поют и танцуют.

Конечно, теперь музыка сето не совсем та, что была тясячелетия назад: в конце 19 века популярные до тех пор каннель и скрипка оказались вытеснены с сетоских праздников гармонью. Прижились и более современные танцевальные движения, а также песенные мелодии. Но и старинные напевы в Сетомаа не забыты! В наше время на гуляньях сето звучат как новые мелодии, так и старинные, переданные предками.

Международный этнокультурный фестиваль народа сето «Сетомаа. Семейные встречи» традиционно проходит с 27 по 29 августа в деревне Сигово Печорского района Псковской области. В эти дни в Сигово также проводится ярмарка ремёсел, дегустация народной кухни, выступления сетоских и русских хоров. Конечно, каждый год это яркое событие привлекает всё больше и больше зрителей. Однако организаторам фестиваля важно отнюдь не количество посетителей и не материальная выгода.

«Мы организовываем фестиваль не для широкой публики. Увы, из-за малых размеров усадьбы мы не можем принять всех желающих гостей, не принадлежащих к народности сето. В последнее время бывало, что во время фестиваля у нас маленькие детки из-за нехватки места спали в музейной экспозиции, - делится Ааре Хырн, -  а нам важно в эти дни собрать в Сигово сетоские семьи и родственников, которые оказались раскиданы по разным странам. Для нас фестиваль «Семейные встречи» - это один большой хлебосольный праздник».

Стало быть, секрет сохранения многовековой культуры сето в трепетном отношении к ней! Главное в жизни малой народности – доброжелательность, любовь к своему прошлому и взаимовыручка. Всё гениальное просто!

Светлана Пикалёва.