Зов предков

Зов предков

Мне было 14-15 лет, когда было принято решение отправить меня в стадо. До этого, я был практически всегда в городе и ничего особо не знал о деревенском быте, и тем более не задавался вопросами о буднях оленеводов.

Наша Якутия огромная и чтобы добраться до места назначения, мне пришлось преодолеть 1000 км, переправиться через реки Лена и Алдан на паромах, преодолеть горные реки вброд. После суток езды на “санитарке” ¹, я прибыл к месту назначения: в простенькую деревеньку Ючюгей, с населением около 200 человек. Хоть деревенька и простенькая, но находится она в 100 км от «Полюса Холода», да именно здесь зимой -60.

Там я познакомился со своим будущим наставником, оленеводом Федором Громовым. До этого мы ни разу не встречались, и друг друга совершенно не знали. Но, это и не важно, теперь я его гость и поэтому он меня кормил и полностью отвечал за меня.

И несмотря на то, что я приехал из города и ничего не умею делать, гостить «в ус не дуя», я могу только три дня, а потом пожалуйста работать.

зов предковИ не подумайте, поездка была не наказанием, задача была другой, я должен был почувствовать зов предков. Моя бабушка, была по национальности эвенка. Но из-за того, что мы всю жизнь прожили в городе Якутске, так и не научились говорить на родном языке и вообще не имели понятия, как живут наши предки! Эвены - это малочисленный народ и особых условий для сохранения языка в прошлом столетии не было. Это только в последние годы образовательная политика начала меняться. В школах республики, где живут малочисленные народы, стали учить языки, но время упущено!

Итак, оставив свои документы, телефон, и другие электронные устройства, я отправился в тайгу, где нет благ цивилизации. Но, я ошибся, во-первых, в оленеводческих бригадах были дизельные электрогенераторы, и маленькие дети играли в заранее установленные игры и фильмы на ноутбуки, а также читали литературу на смартфонах. В особо продвинутых стойбищах есть даже спутниковые тарелки! Вторая ошибка заключалась в том, что у моего наставника не было необходимости возвращаться в село до осени, и я остался в тайге с другими детьми до 1 сентября. Так мое путешествие из одного месяца перетекло в три.

Так вот, в течении пяти дней мой наставник готовился к дороге, готовил лошадей, собак, шил, строгал, затягивал, проверял ружье, точил топор и ножи, его жена – Аксинья, начала готовить еду к нашему отбытию в стадо, и накануне Ысыаха, мы ночью отправились в долгий путь. Кстати, шли мы только ночью, потому что в это время в горах холодно и гнуса, который так мучает лошадей меньше.

Пересекали леса, болота и реки – мы на маленьких, но очень выносливых якутских лошадках. По пути останавливались в стойбищах, где живут оленеводы, всем Федор оставлял письма и гостинцы, нас кормили и оставляли на ночлег. Когда мы останавливались в тайге, каждый раз Федор кормил огонь, а в особо опасных на его взгляд местах, он оставлял сигаретку, спички, сахарок. Так он задабривал духов, чтобы они не строили нам всяких козней. За две недели в пути я научился обращаться с лошадьми, ставить палатки и разводить костер под дождем! Не знаю, сколько километров мы проехали, но наша главная база находилась на границе с Хабаровским краем. Стойбище находилось среди хребтов невиданной красоты, говорливых горных речек и ключей. Здесь среди гор, в палатках, жили сыновья и внуки Федора и пасли своих оленей.

зов предков

Быт в тайге оказался для меня тяжелым испытанием, ежедневная физическая работа, еда как по расписанию, кто не успевал тот оставался с носом – а таким был я. Со временем работа приносила умиротворение, мы гнали оленей, лечили их, ну и конечно же нам нужна была еда. Меня научили забивать оленя, разделывать его. Эти кишки, мозги и другие потроха до сих пор у меня перед глазами! Я не понимал, зачем брать всё? Федор находил всему объяснение: он говорил, что если съесть глаз оленя, то можно получить “силу глаз оленя”, я от этой силы отказался. Потом он показал одежду, которую шьют из шкур и многое другое, что делает оленя по истине священным животным. На счет одежды, было понятнее, в Якутске носят унты, удобней, теплей и легче обуви наверно нет на всем свете!

Оленеводы очень берегут своих оленей и не загружают лошадей. Три месяца, которые я был в стаде, мы ходили пешком и на охоту, и в гости. Я искренне не понимал, зачем идти 5-6 часов, а то и целый день в соседнее стойбище, чтобы попить полчаса чай и идти столько же обратно. Потом мама объяснила, что важно видеться с соседями, мы узнаем, что они живы и здоровы, у них есть чай, хлеб и мясо, и мы в любой момент готовы прийти к ним на помощь, а они нам. Однажды, мы пошли за бревнами для топлива, в тот день я потерял одно стремя на моей лошади. Старик на меня очень рассердился и сказал, что это плохая примета. На обратном пути неожиданно упал густой туман, я потерялся! Сразу вспомнил потерянное утром стремя, и ругая себя за рассеянность, блуждал голодный и испуганный в сером тумане. Через какое-то время, вдруг в темноте я увидел еле заметные фонари, это старик включил электрогенератор и посылал мне сигналы.

Утром я проснулся от холода, полы палатки тяжело свисали над моей головой, это выпал снег. Если бы не старик, наверно замерз бы в нескольких километрах от стойбища. Мистика какая-то!

Сейчас мне 22 года, я понимаю, что это было тяжелое испытание для меня, но я совсем не жалею о том опыте, что приобрел. Недавно я встретил в городе дядю Федора, который приехал в город подлечить свои больные ноги. Именно эта встреча и подсказала тему для материала. Дядя Федор Громов так и живет со своими сыновьями среди Верхоянских хребтов, и он из тех немногих эвенов, который говорит на родном языке со своими озорными внуками. В отличии от более предприимчивых коллег, его жизнь не стала легче и кроме спутникового телефона, который ему выдала администрация поселка, у него ничего нет, кроме тайги и оленей. И живет он так же, как жили эвены сто лет назад.

Слушатель якутской школы Алексей Прокопьев.

25 мая 2018