ЧАСОВЕННЫЕ И ВИССАРИОНОВЦЫ, РУСИНЫ И ТАЛЫШИ: НАСКОЛЬКО МНОГОНАЦИОНАЛЕН И МНОГОКОНФЕССИОНАЛЕН КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ.
Курс межэтнической журналистики на ТВ СФУ закончился встречей с заместителем начальника управления общественных связей Губернатора Красноярского края Рашитом Рафиковым, который рассказал студентам о национальной политике России и проектах, которые реализуются в крае.
В России 190 этносов, в Красноярском крае по данным последней переписи населения – 159. В 1989 году их было всего 124. Рашит Гиззатович объясняет: во-первых, те годы край был закрыт для въезда, во-вторых, в последние годы заявили о себе, как этносе, многие из тех, что раньше причисляли себя к другим народностям. Так в крае появились чулымцы, талыши, русины (представители старославянского народа).
Можно назвать Красноярский край и многоконфессиональным: на его территории зарегистрировано 330 религиозных организаций 30-ти направлений, а еще 1000 существует на правах религиозной группы. Только православных вон сколько: и русская православная церковь, и армянская и грузинская и русские православные за рубежом, и истинно-православная церковь, и старообрядчество двух согласий и пяти толков. Но в основном в крае представлены часовенные старообрядцы Енисейского и Туруханского районов. И к ним все больше и больше сторонников едет из Уругвая, Новой Зеландии, Канады. Потомки людей, бежавших когда-то от притеснений власти, возвращаются на родину.
В Красноярском крае – восемь коренных этносов: долганы, ненцы, кеты, энцы, чулымцы, селькупы, эвенки, ессейские якуты. И что ни народ, то удивительная история, особенная этнография и интересные факты. К примеру – долганы! Это народ, который появился от смешения русского старожильческого населения края с энцами. Естественно, они обогатили друг друга. Тот же долганский балок. Это же чудо-дом на лыжах, обшитый оленьими шкурами, что свойственно оленеводам, но внутри в нем печка – буржуйка, и это привнесли русские охотники. В таком доме можно пережить черную пургу и удобно аргишить – то есть кочевать с места на место.
Или вот, например, кеты. Они говорят на языке – изоляте. Это последний живой представитель енисейской языковой семьи. Другие – пумпокольский, аринский, ассанский исчезли еще в 18 веке! Кетов всего 1100 человек, но они так интересуют ученых со всего мира, что диссертаций про них написано 1200 штук!
Еще один малочисленный северный народ – энцы. Они живут только на Таймыре и их 244 человека. 200 чулымцев живет в Тюхтетском районе края и еще 440 в соседней Томской области.
Вот почему в Красноярском крае две отдельные госпрограммы по национальной политике. Первая занимается только коренным населением, вторая направлена на остальные народы. А еще есть четыре подпрограммы: для укрепления единства нации, для сохранения культурных традиций, для профилактики экстремизма и радикализма и подпрограмма, которая есть только в нашем крае – «Духовное развитие русского этноса и казачества». А почему? У нас есть ангарские старожилы – это люди, потерявшие родину после затопления их деревень, которые оказались на дне ложа водохранилища при строительстве Богучанской ГЭС. Государство их всячески поддерживает. Необходима помощь и старообрядческим поселениям и представителям российского казачества.
В Красноярске строится старобрядческая церковь. Недавно появился православный храм на правобережьи города и буддйская ступа в районе Покровки.
А еще стало больше телепрограмм и печатных проектов на межконфессиональные темы. Выходят в эфир «Цикл телепередач о духовном самосознании русского человека» и программа «Соседи». Ее ведущие - молодые лидеры национальных объединений. А в СФУ недавно разработали проект под названием «Этноурок - семья народов Красноярского края». В кейс входит 30 тетрадей для учеников 6-8 классов, карты, стикеры, флешка. Ребята узнают об освоении русскими Сибири, культурных и духовных традициях представителей разных народов и о том, как коренные народы участвовали в Великой Отечественной войне. С нового учебного года этно-уроки появятся в программе школ Красноярского края.
Кристина Кубова.
25 мая 2018